18 +
Поиск

Ozon запланировал открыть склад в Ленобласти для расширения ассортимента и ускорения доставки. Какой тренд наблюдается на рынке электронной коммерции и что может пойти не так, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».

Один из крупнейших ретейлеров России договорился с краснодарским девелопером PST-Development о строительстве склада на 135 тысяч квадратных метров, который будет располагаться в поселке Бугры в Ленинградской области. Предварительная оценка сделки составляет порядка 6,5 млрд рублей, при этом после окончания строительства логистический парк перейдет к Ozon в долгосрочную аренду.

Эксперты считают, что данная сделка станет рекордной для складского рынка Санкт-Петербурга и одной из крупнейших за пределами столичного региона. На сегодняшний день маркетплейс уже владеет девятью складскими комплексами общей площадью 268 тысяч квадратных метров, среди которых есть и объекты в Петербурге.

Представители торговой онлайн-площадки отмечают, что создание новых объектов, в том числе на территории Ленинградской области, позволит расширить ассортимент для покупателей и предпринимателей, находящихся в регионе.

Предполагается, что новый комплекс сможет обрабатывать более 250 тысяч заказов в день и существенно ускорит доставку товаров в северо-западной части нашей страны, позволив разгрузить московские склады, что также улучшит общие показатели бизнеса.

Согласно финансовому отчету маркетплейса, за второй квартал его общий объем оборота товаров и услуг вырос на 94% относительно аналогичного периода годом ранее и достиг 89 млрд рублей, тогда как показатель скорректированной EBITDA составил минус 9,1 млрд рублей против минус 1,8 млрд рублей, отмеченных во втором квартале 2020 года.

При этом выручка бизнеса в отчетном квартале увеличилась на 53% по сравнению со второй четвертью предыдущего года и достигла 37 млрд рублей. Наибольший прирост отмечен в сегменте товаров, которые Ozon самостоятельно закупает и реализует собственными силами, доходы данной категории повысились на 39% в годовом выражении и оценивались в 26,4 млрд рублей.

Компания тем не менее не смогла выйти в прибыль, ее чистый убыток по итогам второго квартала насчитывал 15,2 млрд рублей против 3,29 млрд рублей за аналогичный период годом ранее. Данную динамику ретейлер объясняет стратегическими инвестициями в масштабирование и увеличением доли на рынке.

Число доставленных заказов с апреля по июнь выросло на 180%, до 40,9 млн, тогда как во втором квартале 2020 года данное значение оценивалось в 14,6 млн. По данным компании, это связано с увеличением базы покупателей на 80%, она достигла 18,4 млн, и приростом частоты заказов на 40% — до 6,6 в год на одного клиента.

В разговоре с ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков сообщил, что вопрос логистики для онлайн-ретейла всегда был и продолжит оставаться наиболее значимой составляющей бизнеса, особенно учитывая то, как изменился рынок за последние годы.

«Однако она может стать и ахиллесовой пятой, которая серьезно скажется на развитии игроков электронной коммерции, так как все высокотехнологичные решения в конечном счете держатся на курьерах и водителях-экспедиторах, которые перевозят грузы», — отмечает Федяков.

Эксперт указывает на то, что данный низкоквалифицированный персонал довольно специфичен и не всегда лоялен к компании. Подобная ситуация уже привела к тому, что ряд стран начал вносить изменения в законодательство относительно этой категории работников, но какой-либо эффект следует ожидать не в ближайшей перспективе.

«Помимо человеческой инфраструктуры, важную роль играют и сами склады, сортировочные центры, дарксторы и прочие объекты, помогающие увеличить скорость и упростить доставку до конечного потребителя, однако говорить об их достаточной автономности не приходится, а значит, их работа все равно будет зависеть от персонала», — замечает Федяков.

По мнению специалиста, в настоящее время самыми высокими темпами роста обладает спрос на экспресс-доставки, а значит, представителям онлайн-ретейла необходимо направить все силы на развитие логистической инфраструктуры, позволяющей обеспечивать необходимую скорость получения заказа покупателем, при этом не забывая о важности человеческого ресурса в данной цепи.