18 +

«Совкомфлот» получил международную отраслевую премию за свое IPO. Как отразилось столь масштабное размещение на экономике и фондовом рынке РФ, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».

Группа компаний «Совкомфлот» стала победителем международной отраслевой премии Seatrade Awards in association with Lloyds List. Компания одержала верх в номинации «Сделка года», которая была присуждена ей за успешный выход на публичный рынок в 2020 году.

Финансовый директор бизнеса Николай Колесников отметил, что даже в условиях пандемии IPO прошло успешно. Оно стало крупнейшим в судоходной отрасли по объему рыночной капитализации и самым большим на рынке России за последние несколько лет.

В ходе публичного предложения акций на бирже «Совкомфлот» привлек 550 млн долларов, после чего бумаги компании были включены в международные индексы FTSE Global Index и MSCI Russia Small Cap. Это подтвердило высокий уровень доверия инвесторов к бизнесу и привлекательность его модели.

Группа на 100% принадлежит Росимуществу и входит в пятерку крупнейших танкерных компаний в мире. Она владеет 146 судами общим дедвейтом 12,6 млн тонн и чистой балансовой стоимостью 6,2 млрд долларов. В состав флота в том числе входят челночные танкеры ледового класса, газовозы для поставки сжиженного природного газа и ледокольные суда снабжения.

Приватизация «Совкомфлота» готовилась несколько лет и стала значимым событием для российского рынка, так как это было первое IPO российской компании с госучастием после 2013 года. При этом с 2017 года на Московской бирже в принципе не было ни одного размещения, сообщил ФБА «Экономика сегодня» директор филиала «БКС Мир инвестиций» Вячеслав Абрамов.

«Событие активно освещали СМИ, что привлекло большое количество частных инвесторов как в России, так и за рубежом. А представленные в преддверии выхода на публичный рынок финансовые результаты дополнительно увеличили интерес участников рынка к бизнесу», – отмечает Абрамов.

Эксперт указывает на то, что спустя год бумаги компании просели, так как частные инвесторы оказались не готовы ждать, ведь «Совкомфлот» – это не акции роста, способные принести прибыль здесь и сейчас, а все ожидания относительно важных для организации событий преимущественно долгосрочные.

«Если говорить о перспективах, то бизнес довольно устойчив, имеет хорошую стратегию и огромный потенциал по СПГ проектам, а сотрудничество компании с большими игроками нефтегазовой отрасли дает дополнительные возможности для развития в будущем», – замечает Абрамов.

По мнению специалиста, чем больше российских компаний будет выходить на IPO, тем лучше для экономики страны, так как это способствует привлечению капиталов на фондовый рынок, а чем выше их численность, тем крупнее становится рынок и появляются новые возможности.

Согласно финансовой отчетности, представленной по итогам второго квартала 2021 года, компания увеличила общий объем законтрактованной выручки до 1 млрд долларов, а будущий показатель, включая долю дохода от участия в совместных предприятиях, достиг 24 млрд долларов. Данные значения обусловлены заключением ряда новых долгосрочных контрактов.

Вторая четверть текущего года принесла «Совкомфлоту» 284,9 млн долларов, что на 3,6% больше относительно выручки, отмеченной в первом квартале того же года. Однако по итогам первой половины года число полученных средств сократилось на 28,5% относительно аналогичного периода 2020-го и составило 559,9 млн долларов. 

При этом чистая прибыль бизнеса, скорректированная на сумму обесценения судов, убытка от курсовых разниц, а также доходов и расходов, связанных с изменением справедливой стоимости финансовых активов, во втором квартале 2021 года достигла 36,1 млн долларов, увеличившись на 55,8% против первого триместра этого года. Скорректированная чистая прибыль за первое полугодие оценивается в 59,2 млн долларов.

Отмечается, что динамика показателей индустриальных сегментов бизнеса «Совкомфлота» остается стабильно-положительной, тогда как значение его конвенциональных частей продолжает находиться под давлением неблагоприятной конъюнктуры, сложившейся на спотовом рынке перевозок сырья и нефтепродуктов.