Объединение «МиГ» и «Сухого» создаст рыночные ниши для обеих компаний
wikipedia.org  /  Vitaly V. Kuzmin / CC BY-SA 4.0

Итоги объединения «Сухого» и РСК «МиГ» в ОАК сложно предсказать, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин. Многое зависит от того, как будет проходить процесс, но удачный опыт «Миля» и «Камова» позволяет позитивно смотреть на это решение.

ОАК была создана в 2006 году
uacrussia.ru / United Aircraft Corporation

ОАК объединяет «МиГ» и «Сухой»

Объединенную авиастроительную компанию (ОАК), «Сухой» и РСК «МиГ» решили объединить в одну организационную структуру. Реорганизация произойдет путем присоединения к ОАК обоих авиастроителей.

Решение по реорганизации должны одобрить на собрании акционеров ОАК, которое пройдет в январе 2022 года. Управление компаниями давно централизовано: «Сухой» руководит РСК «МиГ» и подчиняется ОАК.

Генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь заявил, что предстоящее объединение является важнейшим событием для авиационной отрасли РФ, которое сформирует единый субъект российского самолетостроения, способный решать большие задачи.

ОАК была создана в 2006 году для интенсификации развития авиапромышленности РФ. В систему вошли российские предприятия, занятые в авиастроении, причем за 15 лет работы структура подверглась нескольким реорганизациям.

Истребитель пятого поколения Су-57
Федеральное агентство новостей / Андрей Союстов

В ОАК сосуществуют «Туполев», «Ильюшин» и «Иркут», но символом военной авиации РФ являются истребители компаний «Сухой» и «МиГ», поэтому слияние данных структур вызывает повышенный интерес.

В декабре объединение окончательно оформится, а так процесс начался несколько лет назад.

Сегодня организации неравны: если «Сухой» создал истребитель пятого поколения Су-57, тяжелый ударный беспилотник С-70 и несколько вариантов истребителя четвертого поколения, то РСК «МиГ» кроме МиГ-35 нечем похвастаться.

Однако в 1991 году они были сопоставимы: «МиГ» первым начал работы над истребителем пятого поколения МиГ-1.44. Планер этой машины, работы над которой остановились в девяностые годы XX века, подозрительно похож на китайский истребитель J-20.

Учитывая, что в рамках J-31 китайцы скопировали планер F-35, возможно, что и по J-20 они поступили схожим образом.

Истребитель пятого поколения МиГ-1.44
wikipedia.org / Artem Katranzhi / CC BY-SA 2.0

Силы «МиГ» и «Сухого» не равны

«Про последствия решения сложно говорить, но у нас объединили две вертолетостроительные корпорации – “Миль” и “Камов” – и ничего страшного из-за этого не произошло», – констатирует Литовкин.

Вертолетные компании конкурируют на рынке, как «МиГ» и «Сухой». Наиболее ярко это выразилось в проекте ударного вертолета второго поколения, когда были созданы Ми-28 и Ка-50, который затем стал двухместным «Аллигатором» Ка-52.

Обе машины были приняты на вооружение и показали высокий класс в контртеррористической операции в Сирии. Только здесь работает такой холдинг как «Вертолеты России», являющийся одной из самых эффективных структур в российской промышленности.

«“Миль” и “Камов” продолжают работать и выпускать вертолеты, но непонятно, насколько справедливой будет параллель между боевыми вертолетами и самолетами. “МиГ” не имеет интересных проектов и не создает свои самолеты, за исключением “МиГ-35”, который буксует. Еще компания занимается модернизацией машин, которые находятся в строю», – заключает Литовкин.

МиГ-35 является модернизацией МиГ-29 до уровня 4++: машину продолжают предлагать Индии в качестве легкого истребителя. МиГ-35 принят на вооружение в РФ, но в целом у нас склоняются к истребителям «Сухого».

Обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин
facebook.com / Виктор Литовкин

«“Сухой”, наоборот, работает интенсивно и имеет много новинок. Посмотрим, что произойдет. Возможно, сокращение административного аппарата позволит повысить эффективность работы компаний, но все зависит от того, в каком виде случится объединение, кто займет руководящие места и во что выльется данное начинание», – резюмирует Литовкин.

«МиГ» может начать работы над перехватчиком

Формально у РСК «МиГ» и «Сухого» есть разделение труда: МиГ-29/35 позиционируют в качестве легкого истребителя, пусть это и не совсем так, но данные машины действительно меньше платформ Т-10 (Су-27/30/33/34/35) и Т-50 (Су-57).

Сильной стороной «МиГ» является перехватчик МиГ-31, представляющий собой развитие одной из самых успешных машин конструкторского бюро МиГ-35. Данный самолет построен вокруг большого радара и заточен на оборону территории страны.

Модернизированные МиГ-31 оснащаются новейшими гиперзвуковыми ракетными комплексами «Кинжал». Последние перехватчики типа МиГ-31 были собраны в 1994 году, поэтому у вооруженных сил существует запрос на машины этого класса.

Истребитель-перехватчик МиГ-31
flot.com / Пресс-служба Северного флота

«Разделение имеет место. Однако сегодня “Сухой” замахнулся на Су-75, проект однодвигательного легкого истребителя пятого поколения. Что из этого получится, мы не знаем, но работы идут. МиГ-31 – это все-таки старый самолет, непонятно, сможет ли РСК “МиГ” сделать МиГ-41, о котором начали говорить, но он должен стать новой машиной», – констатирует Литовкин.

Итоги объединения мы сможем оценить только по результатам, а пока имеется только факт административных решений.