18 +
Поиск

Обновление транспортной отрасли и внедрение цифровых технологий обеспечит улучшение перевозок внутри России. ФБА «Экономика сегодня» оценивает перспективы новой стратегии, утвержденной премьер-министром Михаилом Мишустиным.

Стратегия цифровой трансформации транспортной отрасли будет реализована в России до 2030 года включительно. Соответствующий документ подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Как говорится в сообщении, опубликованном на сайте кабмина, транспортную сферу планируется внедрить технологии виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта, обработки больших данных и информационного моделирования, а также распределенного реестра.

В рамках стратегического направления предусмотрены переход на программно-аппаратные средства, программное обеспечение и электронную продукцию российского происхождения, внедрение систем хранения данных, коммуникационного оборудования, автоматизированных рабочих мест, систем видеонаблюдения.

При этом разработка информационных систем должна осуществляться в соответствии с действующими в России нормативными правовыми актами и государственными стандартами, регламентирующими разработку, ввод в действие, эксплуатацию и развитие информационных систем.

Внедрение инноваций, предусмотренных стратегий, следует организовывать по тем направлениям, которые ранее не затрагивались, рассказал ФБА «Экономика сегодня» руководитель Центра политэкономических исследований Института глобализации и социальных движений* Василий Колташов.

«Отслеживание наполняемости дорог при определенной анархии перевозок, которые совершают большегрузные автомобили, например, уже происходит. Поэтому основная цифровизация должна произойти на общественном транспорте.

Регионам при этом важно учитывать опыт столицы страны, потому что московский общественный транспорт является образцово современным в России и предсказуемым благодаря цифровизации и строгому соблюдению режима движения», - отметил эксперт.

Ранее президент России Владимир Путин поручил разработать стратегии цифровой трансформации в сферах здравоохранения, образования, государственного управления, строительства, городского хозяйства и ЖКХ, транспорта, энергетики, науки, сельского хозяйства, финансовых услуг, промышленности, экологии, а также социальной сфере.

Программа будет внедряться в соответствии национальным целям и поможет одной из ключевых отраслей достичь «цифровую зрелость», увеличить вложения в сфере информационных технологий в четыре раза, по сравнению с 2019 годом. Также данная стратегия рассчитана на улучшение качества городской среды в полтора раза и доли массовых социально-значимых услуг, доступных в электронном виде, на 95%.

Среди целей, указанных в подписанном премьер-министром документе, присутствуют повышение качества транспортно-логистических услуг, повышение доступности и скорости, снижение стоимости, развитие бесшовных внутрироссийских и международных перевозок, снижение нагрузки на окружающую среду.

Транспортная цифровизация должна способствовать развитию машиностроения, электроники, разработке программного обеспечения для повышения качества импортозамещения. Ключевыми инициативами станут проекты «Беспилотники для пассажиров и грузов», «Беспилотные логистические коридоры», «Автономное судовождение», «Беспилотная аэродоставка грузов», «Зеленый цифровой коридор пассажира», «Бесшовная грузовая логистика», «Цифровое управление транспортной системой РФ» и другие.

Основными проблемами транспортной отрасли на сегодняшний день названы высокая аварийность из-за человеческого фактора, неэффективность перевозочного процесса традиционными видами транспорта, низкая мобильность населения, высокая доля «серых» перевозок при оплате проезда наличными, низкая привлекательность транспортных коридоров РФ на фоне высокой транзакционной нагрузки.

Также стоит отметить высокие эксплуатационные нагрузки морских грузоперевозок, отсутствие оперативного управления транспортным комплексом из единого центра, низкая информированность и скоординированность действий органов власти, субъектов транспортной деятельности по вопросам обеспечения безопасности и отсутствие мониторинга состояния объектов транспортной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла.

«Проблемы российских регионов заключаются в том, что в сфере городского транспорта существует полная анархия, все не систематизировано из-за большого количества недисциплинированных частных подрядчиков. Они способны выводить автобусы в часы пик и после бросать направления, по которым муниципальный транспорт не ходит.

Для решения подобных проблем город должен заключать контракты с перевозчиками, а далее заставлять их работать под контролем и выполнением всех требований с применением цифровых технологий. Повсеместный перенос цифровых технологий на область городского общественного транспорта Росси созрел давно. Он должен создать упорядоченный транспорт, что принципиально важно с точки зрения функционирования региональных экономик, привлекательности для инвесторов и повышения качества жизни граждан», - констатировал Колташов.

Ожидается, что реализация позволит решить задачи по переходу к интенсивной, инновационной, социально-ориентированной модели развития транспортной отрасли на основе цифровых технологий и платформенных решений, повышению прозрачности взаимодействия органов государственной власти, бизнеса и граждан.

  • * - физлицо или организация, признанные в РФ иноагентами