Угольный кризис в Азии ускорит строительство российской «Силы Сибири – 2»
pixabay.com  / 

Индонезия оставляет страны АТР без энергетического угля на месяц, создавая угрозу усиления мирового кризиса. ФБА «Экономика сегодня» рассказывает о последствиях и роли России при ужесточении проблемы.

Крупнейший в мире экспортер энергетического угля, который используется для выработки электричества, полностью запретил экспорт. Речь идет об Индонезии, решившей таким образом поддержать активность на внутреннем рынке до конца января текущего года.

Продление запрета, считают в международном экспертном сообществе, под воздействием погодного фактора однозначно приведет к новому витку энергетического кризиса. Однако в этот раз резко поднимутся цены на уголь, провоцируя дефицит.

Кризис угрожает другим регионам

Как известно, данный ресурс является основным для генерации электричества в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). И его нехватка рискует стать катастрофичной, в особенности из-за того, что страны-экспортеры не обладают возможностью удовлетворить дополнительный спрос на этом рынке.

«Дефицит угля уже наблюдается не только на азиатском рынке, но и по всему миру, потому что в 2021 году возникла острая нехватка газа. Из-за этого стоимость резко увеличилась и, когда она достигла показателя в 400-500 долларов США за тысячу кубических метров, энергетические компания начали активно переключаться на угольную генерацию.

Началась жесткая межтопливная конкуренция, когда уголь стал очень выгоден для потребителей. По итогам прошлого года рост потребления угля в мире составил почти 9%. Это указало на возврат данного ресурса в мировую энергетику», - рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Угольный кризис в Азии ускорит строительство российской «Силы Сибири – 2»
pixabay.com /

Экспорт угля ограничен даже из Российской Федерации, в частности возможностями Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссибирской магистрали (Транссиб). В 2021 году эта железнодорожная инфраструктура помогла поставить 129 млн тонн отечественного угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Фактически железнодорожная инфраструктура в прошлом году работала на пределе, но, несмотря на это, Министерство энергетического развития России планирует нарастить объемы поставок на 10 млн тонн в 2022 году. Но даже при увеличении экспорта у Москвы не получится возместить потери из-за запрета в Индонезии, которая ежегодно поставляет 480 млн тонн по всем направления. Большая часть предназначена для стран Азии, в частности Индии, Китая, Японии и Южной Кореи.

Россия видит экспортные перспективы

Прекращение экспорта энергетического угля из Индонезии могло оказаться не таким плачевным для азиатских государств, если бы Австралия, будучи одним из крупных поставщиков, смогла частично возместить нехватку объемов.

Но такая возможность упущена из-за политического решения Пекина, перекрывшего китайский рынок для Канберры. Теперь австралийские предприятия переориентировались на потребителей в Японии, Индии и Южной Корее. Прежде всего они нарастили поставки для Нью-Дели на 15,6%.  

Угольный кризис в Азии ускорит строительство российской «Силы Сибири – 2»
pxhere.com /

«Кризис был и в Китае, когда Пекин в преддверии осенней конференции в Глазго представил себя реформатором, отказавшись от углеродной энергетики. В стране были закрыты часть угольных электростанций и шахт, что привело к дефициту электроэнергии – ее в разных регионах давали по часам ради сокращения потребления.

В октябре – ноябре Пекин возобновил добычу, открыл угольные месторождения, запустил электростанции и закрыл глаза на экологию. Но одна из причин такого кризиса заключалась в сокращении продаж рядом поставщиков, в том числе Индонезией, пострадавшей из-за дождей», - добавил аналитик Юшков.

Около половины экспортных объемов Австралии, напоминает эксперт, состоит из коксующегося угля, то есть ресурса с другими характеристиками, подходящими для металлургической промышленности. Его же Канберра поставляла и в Китай, который после ограничительных мер просто нарастил поставки из России и Соединенных Штатов Америки.

Угольный кризис в Азии ускорит строительство российской «Силы Сибири – 2»
Пресс служба компании Воркутауголь /

«Наращивание импорта Китайской Народной Республикой спровоцирует нехватку энергетического угля в других регионах. На фоне этого возрастет стоимость ресурсов в европейских государствах, что повлечет негативные последствия в разгар отопительного сезона», - подчеркнул эксперт.

Однако последние продолжают декларировать «зеленую» стратегию развития, похожую на цели Европейского союза, поэтому развитие угольной отрасли проходит не активно. Свободных мощностей не хватает из-за роста экспортных объемов в прошлом году на 30% и уровня внутреннего потребления на 18% относительно данных за 2020 год.

Угольный кризис в Азии ускорит строительство российской «Силы Сибири – 2»
gazprom.ru / ПАО «Газпром»

Новый энергетический кризис, спровоцированный ростом цен на уголь и его дефицитом, окажется полезным для российской стороны, которая не исключает наращивания экспортных объемов. Но для этого потребуется модернизировать и увеличить железнодорожную инфраструктуру. Тогда положение России в Азиатско-Тихоокеанском регионе значительно укрепиться.

Подобный сценарий позволит Москве использовать преимущества в переговорах с Китайской Народной Республикой об ускорении строительства магистрального газопровода между газовыми месторождениями Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе КНР.