18 +

Проекты «Белкомур» и «Баренцкомур» на Крайнем Севере упростят внутреннюю транспортировку грузов и снизят экономические риски международной торговли. Ускорить завершение планов должно поручение президента Путина. ФБА «Экономика сегодня» оценивает перспективы и значение новых морского порта и железнодорожного маршрута для России.

Президент Росси Владимир Путин поручил правительству представить предложения по прокладке железнодорожного маршрута до выхода к Баренцеву морю возле бухты реки Индиги до 10 мая 2022 года, говорится в списке поручений главы государства, опубликованном на сайте Кремля. Ответственным назначен председатель правительства Михаил Мишустин.

Внимание Путина ускоряет реализациюПоручение дано в рамках проекта «Баренцкомур», который подразумевает прокладку железной дороги Сосногорск - Индига и строительство морского порта в Индиге. Реализация запланирована стратегией развития железнодорожного транспорта России и стратегией развития Ненецкого автономного округа до 2030 года.

Проектом заинтересована корпорация AEON. Владелец холдинга Роман Троценко в сентябре 2021 заявлял, что строительство глубоководного морского порта в Ненецком автономном округе начнется во второй половине 2024 года. При этом общая сумма инвестиций в порт с объемом операций перевалки грузов в 80 млн тонн, может превысить 300 млрд рублей.

Сейчас России требуется расширение портового хозяйства, железнодорожных подводов, навигационных служб и других направлений. Проекты «Белкомур» и «Баренцкомур» - это одни из узлов, которые впишутся в большую и многогранную картину отечественной экономики, заявил ФБА «Экономика сегодня» кандидат экономических наук Михаил Беляев.

Предполагается, что морской порт, который разместится в незамерзающей губе Индига в юго-восточной части Баренцева моря, сможет принимать крупнотоннажные суда дедвейтом от 150 до 300 тысяч тонн. Дополнит объект стационарный нефтяной терминал, который позволит ежегодно отгружать на экспорт до 30 млн тонн нефти. Потенциальная грузообразующая база района тяготения к порту Индига может составить до 120 млн тонн в 2030 году.

Часть грузов придется на Японию, поскольку порт будет спроектирован и построен прежде всего для обработки таких грузов, как коксующийся уголь, древесина, удобрения и химические продукты, бумага.

Проекты важны для усиления грузопотока СевморпутиВ 2019 года правительство России издало распоряжение о включении «Белкомура» и «Баренцкомура» в перечень мероприятий по развитию авиа- и железнодорожной инфраструктуры для обеспечения грузовой базы Северного морского пути.

«Северный морской путь рассматривается как возможное приоритетное направление российского крупного экономического проекта с перспективами доставки груза из Азии в Европу. Он позволяет в три раза быстрее совершать транспортировку, чем по другим существующим водным магистралям, в том числе через Суэцкий канал.

Власти выдвигают Севморпуть в качестве локомотива и крупнейшего национального проекта, способного дать импульс развития отечественной экономики, поскольку для обеспечения грузопотока этого направления требуется реализация других планов», - сказал эксперт.

Железная дорога в связке с глубоководным портом в Индиге станет новым маршрутом для экспорта продукции промышленных предприятий Республики Коми, Пермского края, Уральского, Сибирского, Дальневосточного и Приволжского федеральных округов и позволит заменить маршрут экспорта через порты Прибалтики и Украины, которые используются российскими компаниями в виду нехватки мощностей портов на территории России.

«Главный грузовой маршрут станет не просто магистралью для доставки товаров из Азиатско-Тихоокеанского региона, а путем, который способен обслуживать северные энергодобывающие мощности Арктического региона.

Северный морской путь так или иначе обеспечивает промышленное производство экспортными возможностями. Новые точки в виде железнодорожного маршрута и морского порта станут звеньями единой огромной цепочки. Современные технические возможности позволят реализовать проекты в скором времени», - заверил экономист Беляев.

Грузовая база у «Баренцкомура» на 90-95 % сопоставима с базой «Белкомура». Поэтому магистраль позволит минимизировать риски для грузоотправителей и получателей, в частности для нефтедобывающих компаний, поскольку железная дорога от Индиги до Сургута проходит через нефтегазоносные месторождения. Нефтяникам дорога необходима для доставки строительной техники и оборудования, требуемого для освоения месторождений.

Кроме того, стратегический проект позволит вывозить грузы из районов Новосибирска, Кузбасса и также транзитный груз из Казахстана в полтора раза короче Транссибирской железнодорожной магистрали. За счет этого увеличатся пропускные возможности грузового железнодорожного сообщения в России, констатировал собеседник ФБА «Экономика сегодня».