18 +

Повышение стоимости автомобильного топлива требует вмешательства российских властей. ФБА «Экономика сегодня» рассказывает, как Минфин и Минэнерго РФ могут изменить законопроект о демпфере с целью регулирования ситуации на внутреннем рынке.

Законопроект о корректировке топливного демпфера могут принять в весеннюю сессию парламента, заявил ТАСС статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Сазанов. В ведомстве планируют проиндексировать с 1 июля условную цену топлива, использующуюся как параметр в формуле демпфера. При этом нюансы поправок, которые находятся на стадии обсуждения с министерством энергетики страны, не разглашаются.

Инфляция подгоняет цены на бензинВедущий эксперт Центра политических технологий, доктор экономических наук, профессор Никита Масленников в беседе с ФБА «Экономика сегодня» объяснил отсутствие конкретики неоднозначностью на рынке энергоресурсов.

«Конкретные параметры подвешены в воздухе в силу слабой предсказуемости динамики нефтяных котировок в этом году. Цены доходили до 89 долларов за баррель нефти марки Brent, а после отвалились до 86,5 доллара.

Прогнозы Международного энергетического агентства и ОПЕК+ при этом не вносят ясности в понимание, как будет развиваться ситуация. Россию устраивает коридор от 65 до 80 долларов за баррель. Но какой окажется среднегодовая расчетная цена, пока непонятно», - рассказал эксперт.

О подорожании автомобильного топлива в 2022 году аналитики рассуждали несколько месяцев назад. в экспертном сообществе допускали рост цен на 8-10%, или на 5 рублей за литр. Повышательная динамика обусловлена инфляционными процессами и увеличением издержек бизнеса. Согласно данным Росстата, стоимость бензина перешагнула показатель в 8%.

«Итог по топливным ценам чуть выше годовой инфляции. Тем не менее это весьма настораживает, потому что в предыдущие годы стоимость бензина была равна инфляционному показателю или немного отставала. Сейчас опережение не слишком выраженное, но предупреждает об устойчивом повышении», - добавил экономист Масленников.

Индикативная цена в формуле демпфера может быть индексирована на 3%, а уровень компенсации АЗС повышен на 15 п. п., до 83%, заявлял в декабре 2021 года вице-премьер Александр Новак на фоне роста биржевых цен на бензин.

Гибкий демпфер сдерживает рынокДемпфирующий механизм на российском топливном рынке заработал с 2019 года. Система предусматривает доплату нефтяникам из федерального бюджета при высоких мировых ценах на нефть. Это позволяет сдерживать внутреннюю оптовую стоимость нефтепродуктов. При низких мировых ценах нефтяники доплачивают бюджету, а объем выплат зависит от уровня превышения индикативной, или базовой, цены, которую устанавливает государство.

«Уточненные параметры бюджета по ряду дополнительных расходов требуют изменений в соответствии с поручением президента. Сложившаяся ситуация требовала изменения параметров демпфера. Логично было бы рассмотреть возможность компенсационных выплат нефтеперерабатывающим заводам в силу разницы на внутренних рынках на фоне внешних цен.

В данном случае необходимо определенное решение законодательного характера, а также пересмотр поправок бюджета. Затраты на вероятную компенсацию могут составить 150-170 млрд рублей или меньше», - резюмировал Масленников.

Частично выплаты из бюджета нефтяникам компенсируются повышением для них же налога на добычу полезных ископаемых. Сейчас индикативная цена растет на 3% по дизельному топливу. С 2023 года рост также составит 3% по бензину и дизелю для увеличения размера выплат нефтеперерабатывающим заводам.

Применение такой схемы позволяет снизить скорость роста цен для автомобилистов. Но геополитические риски, слабеющий курс рубля к доллару, высокая годовая мировая инфляция подталкивают оптовые цены моторного топлива вверх.

Если корректировка демпфера не стабилизирует ситуацию на внутреннем рынке, Министерство энергетики Российской Федерации пойдет по другому пути, запретит экспорт бензина и договорится с нефтяными компаниями об определенном допустимом уровне цен автозаправочных станциях.