18 +

Ледоколы проекта 22220 усилят российские позиции в Арктике, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» профессор кафедры менеджмента и бизнес технологий РЭУ им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук Валерий Масленников, добавив, что это необходимо для развития Северного морского пути, который постепенно набирает обороты.

Россия получила второй ледокол проекта 22220Российский флаг был поднят на первом серийном атомном ледоколе проекта 22220 «Сибирь». Торжественная церемония прошла в Мурманске на причале «Атомфлота», после чего корабль вступил в эксплуатацию.

Генеральный директор «Атомфлота» Мустафа Кашка отметил, что ледоколы проекта 22220 позволят работать в восточном районе Северного морского пути, где навигация прекращается в ноябре из-за паковых льдов.

Новые корабли смогут осуществлять проходку круглый год, что позволит Северному морскому пути создать реальную конкуренцию Суэцкому каналу и другим традиционным маршрутам. После аварии в Суэце на это появился спрос.

Главной задачей проекта 22220 является замещение ледоколов предыдущих серий, их ресурс даже пришлось продлить, иначе бы РФ не смогла вести работы в зоне Северного морского пути. Разговор идет о судах проектов 10520 и 10580.

Ледокол построен Балтийским заводом Санкт-Петербурга. «Сибирь» заложили 26 мая 2015 года, а спустили на воду 22 сентября 2017 года, после чего достройка корабля продолжилась на плаву, включая монтирование ядерного реактора.

Изначально ввод ледокола в эксплуатацию была запланирован на 2019 года, но сроки пришлось продлить.

Стандартное водоизмещение корабля - 25 540 тонн, полное - 33 540 тонн, длина - 173,4 метра, ширина - 34 метра. Ледокол обладает двумя ядерными ректорами РИТМ-200, с тепловой мощностью 175 МВт, которые дают судну 81 500 лошадиных сил.

Технологический запас позволяет «Сибири» находиться в автономном плавании в течение 7 лет без перезагрузки топлива.

В строю находится головной ледокол проекта 22220 «Арктика», который заложили на Балтийском заводе в 2013 году. Данное судно также с опозданием был принято в состав «Атомфлота» в 2020 году. «Арктика» полтора года назад дошла до северного полюса, преодолев в ходе экспедиции льды толщиной в три метра, это подтверждает способность кораблей проекта решать любые задачи.

Проект 22220 универсален: ледоколы данного класса способны работать как в море, так и в руслах арктических рек. Стоимость эксплуатации судна ниже, чем у предшественников, а сам ледокол будет использоваться не менее 40 лет.

РФ, реализуя такие проекты, демонстрирует, что никуда не уйдет из Арктики, но есть вопросы по экономической составляющей. Все это вносит серьезный в обеспечение государственной безопасности, но не в реальный сектор народного хозяйства страны.

Грузопоток через Северный морской путь постепенно увеличивается, но пока он несравним с маршрутом через Суэцкий канал.

Ледоколы являются экономическим преимуществом РФ«Арктические усилия РФ в перспективе являются экономическим проектом, но это игра в долгую. Существуют быстрые и долгие инвестиции, но здесь мы опережаем страны-конкуренты. Такого ледокольного флота нет ни у кого в мире», - констатирует Масленников.

Без ледокольного флота невозможно развивать арктические проекты. В 2015-2016 годах, еще при Бараке Обаме США обратили внимание на то, что у них отсутствует ледокольный флот, в наличии у американцев было только два судна, которые на несколько порядков уступали российским. С тех пор положение дел не изменилось, а арктические проекты стали одним из стратегических преимуществ РФ.

У России не только есть ледоколы, но еще мы умеем их строить, что важно: арктические проекты потребуют новых судов.

«Ледоколов данного проекта планируется пять единиц. Два уже построили, следующий будет полностью готов в 2023 году, а затем достроят еще два. И это экономическое преимущество России на ближайшие 10-15 лет», - резюмирует Масленников.

Арктику нельзя недооценивать: в этом регионе проживает 2,4 млн человек, которые статистически обеспечивают 10% российского ВВП, что говорит о том, что добыча полезных ископаемых, включая нефть и природный газ, постепенно смещается именно туда.

Все это пока не связано с ледоколами, но для функционирования сырьевого сектора рано или поздно потребуются суда этого класса.

«Здесь сложный момент: эксперты говорят, что к 2035 году структура энергопотребления изменится в сторону “зеленой” составляющей, т. е. 10-15 лет по текущим раскладам, но одновременно вместе с температурными изменения возрастет эффективность Северного морского пути. Неизбежно сокращение времени, когда лед в арктической зоне будет являться непроходимым», - заключает Маслеников.

Новые погодные условия позволят российскому ледокольному флоту обеспечить эффективную проходку по маршруту.

«В течение 10 лет транспортные потоки должны перейти туда. Сейчас Китай строит новый шелковый путь, а второй альтернативой является Северный морской путь, они дадут автономию государствам Юго-Восточной Азии от Суэцкого канала», - констатирует Масленников.