Европа расплачивается ростом цен за борьбу с российским газом через контракты и проекты. Об этом заявил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.
Проблемы европейской энергетики связаны с ошибками в сфере регулирования, а также ставкой на излишне ускоренный переход от традиционных источников энергии к возобновляемым без учета технологических проблем и экономических факторов. По словам Митраховича, Евросоюз поторопился с «зеленым» переходом, предполагавшим отход от природного газа, угля и атомной генерации в пользу ветряков и солнечных батарей. Не меньше проблем Европе принесла дискриминация России как поставщика газа.
«Была сделана неумная ставка на отказ от долгосрочных контрактов в пользу краткосрочных - это было мотивировано идеологически, борьбой с Россией. Считалось, что так европейцы будут меньше зависеть от РФ, хотя в реальности этого не произошло. Был взят курс на диверсификацию поставок газа любой ценой, когда, скажем, проекты, инициируемые Россией, получали отлуп, для них создавались проблемы, а проекты, инициируемые не Россией - скажем, из Азербайджана, - получали зеленый свет» - сказал Митрахович.
Реализация проектов «Газпрома» максимально затягивалась и осложнялась европейской бюрократией. В результате отдельные газопроводы так и не были построены либо реализовались в другом формате («Южный поток», превратившийся в «Турецкий поток»). Постройка «Северного потока - 2» затягивалась под разными предлогами, от санкций до нереста трески, а после ее завершения евробюрократы стали откладывать начало поставок, мотивируя это требованиями сертификации. При этом Третий энергопакет ЕС был применен к «СП-2» задним числом, тогда как проекты других стран (Азербайджан) избежали этого.
«Все это привело к всевозможным дисбалансам, и европейцы получили то, что получили - высокие цены на газ, на электричество, и из-за этого инфляцию на различные товары, в том числе продовольственные. Правда, некоторые считают, что это замечательно. Скажем, "зеленый" министр сельского хозяйства Германии (Джем Оздемир. - Прим. ФБА) сказал, что подорожание продуктов - это хорошо, будем спасать животных, и так далее. Ну, я не уверен, что среднестатистическому избирателю в Европе это понравится», - заявил Митрахович на YouTube-канале «Юность Авроры».
Цена газа на спотовом рынке Европы остается выше 1000 долларов за тысячу кубометров. Поскольку данный уровень недоступен подавляющему большинству потребителей, поставки голубого топлива в европейские страны сократились, а потребление резервов из подземных хранилищ, сформированных еще по низким ценам, увеличилось до предела. Из-за этого наполненность ПХГ в Старом Свете достигла исторического минимума.