На открытии Санкт-Петербургского международного экономического форума беседу, посвященную проблемам и вызовам российской экономики, ведут первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов, президент «Сбербанка» Герман Греф и декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ Алексей Кудрин. Модератором дискуссии, заявленной под названием «Честные ответы на злободневные вопросы», выступает главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков. «Экономика сегодня» делится подробностями.
«Где с точки зрения экономического роста мы находимся?», - задается вопросом Алексей Кудрин, после чего сам же отвечает на него. «Мы находимся в середине шторма, первый квартал всех немного успокоил , были лучшие показатели, чем все ожидали, но второй квартал покажет, что все не так», - считает Кудрин.
По словам эксперта, ограничения торговли, связанные с санкциями, и движения капитала, связанные с ограничением доступа на финансовые рынки имеют политическую подоплеку. Это не позволяет надеяться на традиционные шаги выходы из санкций, но это не только проблема самих санкций.
«Мы должны определить нашу модель взаимоотношения с западным миром. Сегодня у меня есть ощущения, что отдельные политики считают необходимым отказаться от некоторых механизмов взаимодействия, от некоторых стандартов, которые мы внедряли последние 15-20 лет. А что мы хотим, кроме географического поворота на Восток, с точки зрения тех институтов, которые переносили во время вступления в ВТО, стандартов финансовой отчетности. Серьезный вызов в отношении российской экономики – это неопределенность институтов и наших взаимоотношений с Западом», - заявляет Кудрин.
«Нет никакого разворота на Восток. Мы сейчас работаем в условиях, когда у нас действительно есть ограничения по торговле с западным миром, но отмечу, что мы объявили о своей стратегии развивать торговлю с Восточным миром еще до пакета санкционных реформ. Мы считали, что это экономически целесообразно, так как мы не должны зависеть от одного партнера в лице ЕС. Начиная с 2005 года, в ЕС часто повторяют, что не хотят зависеть от России в торговле энергоресурсов. Мы тогда заявили, что хотим торговать с Востоком не меньше, чем с Западом, но сворачивать торговлю не собирались. Это неправильная интерпретация», – отвечает Кудрину Игорь Шувалов.
К тому же по его словам, мы не сворачиваем интеграционную повестку с Европой. Тема повестки о большой Европе от Лиссабона до Европы никуда не девалась. «Мы хотим, чтобы возникло большое единое экономическое пространство между ЕС и Россией. С другой стороны своим партнерам в Европе мы предлагаем рассматривать не только зоны свободной торговли, но и более широкие форматы интеграции. Сегодня у России появляется особая ценность, потому что мы в состоянии объединять разные интеграционные направления», - резюмирует Шувалов.