Космическая дружба: общая беда может сблизить Россию и США

, , 29.06.15 - 14:32

По большому счету сейчас не осталось ни одной надежной ракеты.

До космонавтов уже второй раз подряд не могут доставить груз с Земли. На этот раз неудача постигла компанию амбициозного предпринимателя Илона Маска SpaceX. Американская ракета Falcon 9 с грузовиком Dragon взорвалась примерно через 2,5 минуты после старта. «Экономика сегодня» расскажет о том, как мировое сообщество собирается преодолеть все геополитические разногласия, чтобы продолжить совместную работу в космическом пространстве.

Космонавты ждут груз

Напомним, что предыдущая потеря космического груза, предназначенного экипажу Международной космической станции, произошла в конце апреля 2015 года. Тогда случилась авария с российским кораблем «Прогресс». Американская ракета должна была доставить на МКС запасы еды и кислорода, материалы для экспериментов и другое необходимое оборудование. Среди наиболее важных грузов стоит выделить скафандры для американских астронавтов, в которых они планировали выход в открытый космос, и модуль для стыковки пилотируемых кораблей.

«Но на деятельности экипажа это сказаться не должно. Даже если до 24 июля корабль с грузом так и не пристыкуется к МКС, то экипаж МКС перейдет на резервы, которые позволят ему проработать без каких-либо неудобств до сентября. Только если и после 5 сентября груз не дойдет, космонавты вынуждены будут сокращать рацион», - объясняет РСН член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского Юрий Караш.

Но до этого вероятнее всего не дойдет. Уже 3 июля на МКС полетит грузовой космический корабль «Прогресс», а в августе запланирован старт японского корабля HTV. Тем не менее Роскосмос повел себя достаточно благородно, заявив, что безусловно поможет американцам доставить необходимые грузы на орбиту. Дмитрий Рогозин отметил на своей странице в Facebook, что американским коллегам пришло время задуматься о целесообразности и логичности санкций против российской ракетно-космической промышленности. И добавил, что политиканству в космосе нет места.

SpaceX станет дороже

Издание The Washington post пишет, что по большому счету сейчас не осталось ни одной надежной ракеты. В октябре 2014 года взорвалась ракета Antares компании Orbital Sciences, потом «Прогресс», теперь неудача постигла компанию SpaceX. Именно из-за ряда аварий в последние несколько месяцев на американскую частную компанию оказывалось колоссальное психологическое давление. И SpaceX не выдержала это давление.

Сейчас NASA оказалось в непростом положении. Ставится вопрос - можно ли не иметь собственных кораблей, а постоянно полагаться на коммерческие организации в вопросах запуска, например, таких как SpaceX. Несмотря на трагедию, которая состоялась в день рождения Маска, глава NASA Чарлз Болден заявил, что не перестает доверять частной компании. Да и как тут перестанешь доверять, когда у NASA и SpaceX заключен контракт на 3 испытательных 12 штатных миссий на МКС, общей стоимостью услуг в 1,6 млрд долларов.

Авария на стратегических перспективах компании Маска хоть и не отразится, но цена полета теперь все же значительно возрастет. Ранее одним из самых сильных конкурентных преимуществ у SpaceX эксперты авиакосмической отрасли называли финансовую привлекательность полетов – запуск Falcon 9 обходился в районе 60-80 млн долларов. «После аварии значительно увеличится стоимость страховки, что неминуемо отразится на стоимости пуска. Речь может идти о 20%-ной надбавке», - считает генеральный конструктор компании «Лин Индастриал» Александр Ильин. Другим игрокам это только на руку – предложение на рынке на какое-то время выровняется, что даст дополнительный толчок развитию аэрокосмической отрасли.