Ученые нашли ключ к решению главной "российской беды" - плохих дорог

 
Москва, 15.07.15 - 12:04

Почему такой проблемы нет, например, в Канаде, Финляндии и на Аляске? Оказывается, земляное полотно дорог там возводят исключительно из песчаных грунтов

Почему такой проблемы нет, например, в Канаде, Финляндии и на Аляске? Оказывается, земляное полотно дорог там возводят исключительно из песчаных грунтов

Российский суровый климат с зимней, а иногда и осенней и весенней гололедицей - главная причина одной из главных бед России.

Бездорожье оказалось в центре внимания отечественных исследователей под руководством профессора Н.В.Орнадского, автора многочисленных книг по грунтоведению, еще в 1930-1940-е годы. Ученые отметили, что в российском климате сразу после зимы наступает снижение прочности автомобильных дорог. Но Великая Отечественная война прервала ход исследований, а после 1945 года к поиску решений не возвращались долгие годы - лишь в последнюю четверть минувшего века проблемой вновь озаботились, обнаружив, что объем строительных материалов принципиально не влияет на прекращение разрушительных процессов.

86% процентов земляного полотна - насыпного грунтового основания российских автомобильных дорог - состоит из грунтов, в которых число глинистых частиц превышает 8% от всего объема, а в отдельных случаях достигает 18%. Глинистые частицы притягивают к себе влагу, удерживают ее и разбухают. С началом морозов влага с глинистых частиц у поверхности подтягивается к замерзшему слою и мгновенно замерзает. То же происходит и с влагой во всевозможных в порах, пустотах и рыхлостях оснований дорог. Таким образом, вверху накапливаются ледяные включения, которые, фактически, изнутри разрывают грунтовое основание дороги: в дорожной одежде возникают трещины, в ее слоях происходят перемещения и, как итог, асфальт разрушается, что особенно хорошо заметно весной, когда дороги, наконец, оттаивают. 

Почему такой проблемы нет, например, в Канаде, Финляндии и на Аляске? Оказывается, земляное полотно дорог там возводят исключительно из песчаных грунтов, а песок, в отличие от глиняных частиц, к влаге устойчив, и ее миграции в слоях такого полотна просто нет.

Российские исследователи пришли к заключению, что грунт необходимо уплотнять. Это решение одобрили и Российская академия наук, и многие научные геологические учреждения. Несколько дорожных институтов, включая ректора Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), директора РосДорНИИ, директора ВНИИ Дорожного машиностроения в обращении к «Росавтодору» заявили, что если "уплотнить грунт земляного полотна на  5-7%  выше установленной нормы плотности, то объем пор в грунте и объем подтянутой при промерзании влаги уменьшаться настолько, что изменение этого объема при промерзании и оттаивании уже не сможет вызвать разрушение дорожной одежды". Кроме того, уплотнение грунта земляного полотна увеличит и его несущую способность. Ведь при сопоставимых нагрузках прочность фундамента российских дорог в 5-7 раз ниже европейских. 

Вице-президент РАН Николай Лаверов в 2007 году направил в правительство обращение, в котором отметил целесообразность независимой научной экспертизы существующей технологии строительства и ремонта автомобильных дорог. Однако воз и ныне там. Действующее в России "Стандартное уплотнение» земляного полотна (ГОСТ 22737-77) принят еще в 1939 году и является почти точной копией американского стандарта плотности 1929 года (сейчас ASTM D698-91 «Проктор»). Но в 1950-е годы американцы повысили плотность в стандарте в 2,5 раза, а российские нормы так и остались без изменений. И даже их - практически не выполняют, потому что это просто невозможно, и дорожную одежду, как и прежде, укладывают на рыхлый грунт. И проблема кроется вовсе не в том, из какого битума сделано асфальтовое покрытие - "хорошего" или "плохого", а в том, что на плотность грунтового основания традиционно не обращают внимания ни при строительстве, ни при ремонте дорог.

В Минтрансе посчитали проведение независимой экспертизы нецелесообразной. Закрыли глаза на устаревший ГОСТ и "Росавтодоре". В настоящее время бьется на извечной российской бедой изобретатель Феликс Губерман, который ранее работал над созданием специальной грунтотрамбовочной машины. Но применить это изобретение пока шансов нет, так как колеса бюрократической машины прочно увязли в бездорожье коллективной безответственности.


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх