Подписаться
на push-уведомления?
Да

Где твои крылья, которые нравились мне? Что стало с авиапромом РФ

18:35  22 Сентября 2014
99
Москва
Где твои крылья, которые нравились мне? Что стало с авиапромом РФ
Где твои крылья, которые нравились мне? Что стало с авиапромом РФ

Авиационная промышленность России уже не первое десятилетие переживает нелегкие времена, что особенно заметно на контрасте с героическими свершениями советских авиастроителей. Вполне уместная параллель с автопромом: после падения железного занавеса и частичной приватизации профильных предприятий в страну хлынули дешевые и экономичные западные машины с солидной маркетинговой поддержкой, и на волне всеобщего энтузиазма относительно Запада, западных ценностей и западного образа жизни иностранные самолеты резко взлетели вверх, оставив привычные «тушки» коптить небо над отдельными регионами. Даже герои тележурнала «Каламбур» падали на самолете, прототипом которого послужил «Боинг-747», а что есть фольклор, как не выражение чаяний народа и страны?

Разумеется, автопром не умер, «пациент скорее жив». Но что это за жизнь, если к концу 2000-х большая часть среднемагистральных самолетов местного производства уже не выпускалась серийно? Речь идет о таких популярных моделях, как Ту-154 и Як-42, которые выпускались аж с 1968 и 1975 года соответственно. Правда, был еще Ту-134, но этот «динозавр» советского авиапрома перестали производить серийно в 1984 году – судите сами, в каком состоянии были эксплуатируемые в 2000-х годах самолеты.

Отечественных авиаперевозчиков «спасли», разумеется, флагманы авиационной промышленности мирового масштаба – Boeing и Airbus (к слову, первое время поставлявшие не самые новые машины). Чтобы понять, к чему мы пришли к 2010-м годам, лучше всего обратиться к цифрам: среди 144 пассажирских самолетов «Аэрофлота», крупнейшего перевозчика страны, только 10 являются российскими (все – SSJ-100). Из 101 самолета парка авиакомпании «Трансаэро» российских только пять; это три Ту-214 и два Ту-204 модификации 100С. Наконец, третий по годовому количеству перевозимых пассажиров авиаперевозчик России UTair эксплуатирует 130 самолетов, среди которых российских только 17, и все они, выполняя регулярные рейсы, не вылетают за пределы России.

У других отечественных авиаперевозчиков ситуация не лучше. Периодически звучат призывы организовать «национальную авиакомпанию», которая бы эксплуатировала только отечественные лайнеры, но пока подобная инициатива не получила развития до последнего времени. Проблема же, прежде всего, в вечной закольцованности спроса и предложения; в 2010 году российские авиапроизводители выпустили всего семь машин, а средний возраст пассажирского самолета производства РФ, эксплуатируемого федеральными и региональными авиакомпаниями, составлял 17 лет. Вместе с тем, зарубежные производители обеспечивали постоянный приток новых самолетов по предварительным заказам, поскольку там процесс был давно отлажен и не давал сбоев, как в плане сроков, так и в плане качества.

Прекрасно осознавая секрет успеха Boeing и Airbus, которые являются транснациональными компаниями, а к центральным офисам привязаны весьма условно, российский авиапром для выхода из кризиса рассматривал возможность международного производства – в частности, с бразильской корпорацией Embraer и украинской компанией «Антонов». По предварительным оценкам, объединение автопромов РФ и Украины способно сформировать вполне конкурентоспособное производство относительно американского и европейского центров. Конец, как говорится, немного предсказуем.

Геополитическая ситуация, вызванная украинским кризисом и общемировой критикой российских действий, привела к тому, что российский автопром остался сам по себе. И даже Фарнборо, всегда неровно дышавший на российские истребители и авиашоу, в этом году стал непривычно холоден. Разобидевшись на все и вся, российский авиапроизводитель заявил: ограничим участие во всех этих западных мероприятиях и отправимся на Восток – дескать, там нас очень любят и давно ждут.

«Больше будем ездить в Африку, Китай, Сингапур, Чили», - заявил замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь. На этом фоне достаточно позитивно смотрятся цифры роста-прогресса гражданского автопрома (+10%). Но не стоит забывать, что в год отечественные производители выпускают по 10-12 машин, а Индонезия и Лаос на двоих эксплуатируют четыре самолета SSJ-100, который, по утверждениям экспертов, устарел еще в процессе проектирования. Несколько оптимистичнее данные мексиканской Interjet, в парке которой целых девять SSJ-100 (при 42 Airbus A320), что, судя по данным, приведенным выше, превышает средний процент российских самолетов в парках ведущих авиакомпаний РФ. Но вряд ли мексиканцы при выборе производителя руководствовались качеством.

На фоне санкций у политиков снова родилась идея создания авиакомпании, которая при господдержке будет летать в Крым (вместо «Добролета», получившего третий страйк), используя преимущественно российские самолеты. Инициатива предусматривает «расширение производства отечественных региональных самолетов, в частности, Ил-114», сообщал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Звучит свежо, особенно с учетом того факта, что данная модель выпускается с 1990 года и является турбовинтовой, а эксплуатирует Ил-114 только узбекская Uzbekistan Airways.
Современному российскому авиапрому остается всего несколько моделей, одна из которых полетит не раньше 2017 года (МС-21, разрабатываемый НПК «Иркут»). Другие самолеты, Ту-204 и Sukhoi Superjet 100, сегодня активно преподносятся как «новая надежда» авиационной промышленности России, которые хотят приобрести все новые и новые зарубежные партнеры, и на которых скоро мы все полетим в Крым.

Авиажурналист Андрей Меньшенин утверждает, что среди названных моделей только у Ту-204 есть перспектива успеха, поскольку он является среднемагистральным. «SSJ-100 и Ан-148, также производимый сегодня, являются ближнемагистральными. Но и по Ту-204 есть замечание: с 1996 года было собрано только 27 таких самолетов. Сейчас в России нет производственных мощностей, которые бы позволили с нуля собрать несколько десятков самолетов», - уверен журналист.

Зарубежные эксплуататоры, по мнению Меньшенина, ни при каких условиях не способны обеспечить приток средств на развитие нашего авиапрома, поскольку «финансовая ситуация в авиакомпаниях Lao Central Airlines (Лаос), Sky Aviation (Индонезия) и Interjet (Мексика) подлежит отдельной оценке». Сегодня впечатляющий рост демонстрирует китайская авиация, но здесь предпочитают вкладываться в собственные разработки. «С Китаем был совместный проект, но там отказались от использования российских наработок и допустили наших специалистов только к разработке внешнего контура двигателя», - говорит Меньшенин.

В связи с этим, больше верится в утверждения некоторых СМИ о «деградации». Даже возможность государственной поддержки критикуется экспертами. «Мы понимаем, что это только дымовая завеса по прикрытию истинного направления выделяемых средств», - говорит член-корреспондент РАН Борис Алешин. «Нет никакой связи между растрачиваемыми деньгами и развитием авиации. Количество занятых в авиапроме людей в сравнении с 2013 годом сократилось вдвое», - добавляет эксперт. По мнению Алешина, нет никаких критериев, позволяющих оценить реальную эффективность от государственных субсидий.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в первых числах сентября заявил, что необходимо «снизить зависимость нашей авиации от поставок иностранных самолетов», уточнив, однако, что «импортозамещение – это не одномоментный процесс». Увы, если бы эта страна была «той страной», то в слова главы правительства верилось бы с большей охотой. По мнению экспертов, реальный и эффективный выход из кризиса состоит исключительно в международном технологическом сотрудничестве. «Примером может стать проект самолета A380, отельные части которого собираются в разных частях Европы или проект самолета Boeing 787 Dreamliner, в производстве которого используется российский титан», - говорит Андрей Меньшенин.

К слову, минимальный опыт есть и у текущих проектов. Sukhoi Superjet 100 создан при активном сотрудничестве с французскими организациями Thales и Snecma, разрабатывающих, соответственно, авионику и двигатели. А кислородная система SSJ-100, наряду с дверями и элементами интерьера, обеспечивалась американской B/E Aerospace. По данным на 2013 год общая доля импортных поставок для создания одной машины SSJ-100 составляла порядка 50% от указанных элементов. Так ли далеко мы улетим, господин Медведев?

Григорий Егоров

Фото: wikipedia.org

Читайте нас в Яндексе

Новости партнёров
Новости партнёров
Жена пропавшего экс-главы Интерпола попросила убежище у французов В Пентагоне назвали примерный срок запуска орбитальных элементов ПРО Трамп ответил на статью о строительстве Trump Tower в Москве Ученые во Флориде нашли легкий способ перебороть тягу к фастфуду На Украине разразился скандал из-за фото священника на билборде Порошенко Россия и Турция развеяли фантазии Запада о господстве НАТО в Черном море Турция выделит РФ квоту на ввоз 5 тысяч тонн говядины с нулевой пошлиной Единая валюта РФ и Белоруссии позволит ускорить создание таможенного пространства Епифаний отказался признать, что ПЦУ подчиняется Константинополю С-400 и "Авангард" станут защитой России и Белоруссии от ракетной угрозы НАТО на Украине Жительницу Донбасса представили кандидатом на Нобелевскую премию мира Украинский ЦИК зарегистрировал еще двух кандидатов в президенты
Новости партнёров
В Сбербанке сообщили об отражении кибератак Silence

В Сбербанке сообщили о блокировании около 1,5 тысяч писем, которые были разосланы хакерской группировкой Silence в пятницу в ходе фишинговой кампании, направленной против финансовых организаций. В пресс-службе банка заверили, что кибератака не нанесла ущерба.

21:59  18 Января 2019
52
В ЦБ отметили снижение цен на помидоры и огурцы по итогам 2018 года

Помидоры и огурцы в России по итогам 2018 года подешевели, вопреки тенденции на повышение стоимости плодоовощной продукции, согласно материалам Центробанка РФ по оценке инфляции.

21:42  18 Января 2019
51
МИД РФ предостерег США от размещения сил ПРО в космосе

В Министерстве иностранных дел РФ заявили, что встревожены в связи с намерениями Пентагона по наращиванию сил противоракетной обороны, и в частности, по укреплению американской ПРО в космосе, что вызывает особую тревогу, указано в сообщении российского дипведомства.

21:26  18 Января 2019
83
Жена пропавшего экс-главы Интерпола попросила убежище у французов

Супруга бывшего главы Интерпола Мэна Хунвэя, который бесследно исчез в Китае, просит предоставить ей убежище во Франции. Как сообщает Reuters, женщина обратилась к местным властям из-за страха за собственную жизнь.

20:56  18 Января 2019
33
Задержанный в Москве Уилан не признает свою вину

Адвокат задержанного в Москве по подозрению в шпионаже американца Пола Уилана Владимир Жеребенков заявил, что обвиняемый не собирается признавать свою вину.

20:39  18 Января 2019
156
В Пентагоне назвали примерный срок запуска орбитальных элементов ПРО

В Пентагоне сообщили, в какой срок планируется запустить первые орбитальные элементы ПРО.

20:38  18 Января 2019
56
Летевший в Дагестан самолет возвращается во «Внуково» из-за проблем с пассажиром

Самолет авиакомпании «Победа», который вылетел из Москвы в Махачкалу, возвращается в аэропорт «Внуково». Об этом сообщили в пресс-службе лоукостера.

20:34  18 Января 2019
90
Трамп ответил на статью о строительстве Trump Tower в Москве

Президент США Дональд Трамп прокомментировал статью о переговорах по поводу строительства Trump Tower в Москве.

20:21  18 Января 2019
125
Ученые во Флориде нашли легкий способ перебороть тягу к фастфуду

Люди, которые любят побаловать себя фастфудом, могут легко отказаться от вредной пищи. Для этого им достаточно две минуты понюхать бургер или пиццу, заявили ученые из США.

20:19  18 Января 2019
34
На Украине разразился скандал из-за фото священника на билборде Порошенко

На Украине разразился новый скандал с участием президента страны Петра Порошенко. Пиарщики главы государства без его ведома использовали на билборде в поддержку Порошенко фотографию священника греко-католической церкви.

20:18  18 Января 2019
181
Рогозин предложил запустить «Государево око» в космосе

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин предложил запустить систему спутников для усиления дистанционного зондирования Земли. Проект носит название «Государево око».

20:09  18 Января 2019
88
Россия и Турция развеяли фантазии Запада о господстве НАТО в Черном море

Борьба за господство на Черном море может считать новой большой политической игрой XXI века.

20:09  18 Января 2019
2 354
Турция выделит РФ квоту на ввоз 5 тысяч тонн говядины с нулевой пошлиной

Глава Минсельхоза России Дмитрий Патрушев заявил, что Турция выделит России квоту в объеме пяти тысяч тонн для ввоза российской говядины с нулевой ставкой ввозной таможенной пошлины.

20:05  18 Января 2019
32
В Совфеде оценили планы США по наращиванию ПРО

В Совете Федерации предположили, чем обернется желание США вывести на орбиту комические элементы ПРО. Свое мнение на этот счет выразил Алексей Пушков.

19:55  18 Января 2019
74
Эксклюзив Финансы
Единая валюта РФ и Белоруссии позволит ускорить создание таможенного пространства

Введение единой валюты Союзного государства - логичный шаг после создания единого таможенного пространства, это выгодно всем участникам и вписывается в сегодняшние макроэкономические тенденции. Так считает эксперт ФБА "Экономика сегодня" Константин Ордов.

19:49  18 Января 2019
148