Где твои крылья, которые нравились мне? Что стало с авиапромом РФ

18:35  22 Сентября 2014
97
Москва
Где твои крылья, которые нравились мне? Что стало с авиапромом РФ
Где твои крылья, которые нравились мне? Что стало с авиапромом РФ

Авиационная промышленность России уже не первое десятилетие переживает нелегкие времена, что особенно заметно на контрасте с героическими свершениями советских авиастроителей. Вполне уместная параллель с автопромом: после падения железного занавеса и частичной приватизации профильных предприятий в страну хлынули дешевые и экономичные западные машины с солидной маркетинговой поддержкой, и на волне всеобщего энтузиазма относительно Запада, западных ценностей и западного образа жизни иностранные самолеты резко взлетели вверх, оставив привычные «тушки» коптить небо над отдельными регионами. Даже герои тележурнала «Каламбур» падали на самолете, прототипом которого послужил «Боинг-747», а что есть фольклор, как не выражение чаяний народа и страны?

Разумеется, автопром не умер, «пациент скорее жив». Но что это за жизнь, если к концу 2000-х большая часть среднемагистральных самолетов местного производства уже не выпускалась серийно? Речь идет о таких популярных моделях, как Ту-154 и Як-42, которые выпускались аж с 1968 и 1975 года соответственно. Правда, был еще Ту-134, но этот «динозавр» советского авиапрома перестали производить серийно в 1984 году – судите сами, в каком состоянии были эксплуатируемые в 2000-х годах самолеты.

Отечественных авиаперевозчиков «спасли», разумеется, флагманы авиационной промышленности мирового масштаба – Boeing и Airbus (к слову, первое время поставлявшие не самые новые машины). Чтобы понять, к чему мы пришли к 2010-м годам, лучше всего обратиться к цифрам: среди 144 пассажирских самолетов «Аэрофлота», крупнейшего перевозчика страны, только 10 являются российскими (все – SSJ-100). Из 101 самолета парка авиакомпании «Трансаэро» российских только пять; это три Ту-214 и два Ту-204 модификации 100С. Наконец, третий по годовому количеству перевозимых пассажиров авиаперевозчик России UTair эксплуатирует 130 самолетов, среди которых российских только 17, и все они, выполняя регулярные рейсы, не вылетают за пределы России.

У других отечественных авиаперевозчиков ситуация не лучше. Периодически звучат призывы организовать «национальную авиакомпанию», которая бы эксплуатировала только отечественные лайнеры, но пока подобная инициатива не получила развития до последнего времени. Проблема же, прежде всего, в вечной закольцованности спроса и предложения; в 2010 году российские авиапроизводители выпустили всего семь машин, а средний возраст пассажирского самолета производства РФ, эксплуатируемого федеральными и региональными авиакомпаниями, составлял 17 лет. Вместе с тем, зарубежные производители обеспечивали постоянный приток новых самолетов по предварительным заказам, поскольку там процесс был давно отлажен и не давал сбоев, как в плане сроков, так и в плане качества.

Прекрасно осознавая секрет успеха Boeing и Airbus, которые являются транснациональными компаниями, а к центральным офисам привязаны весьма условно, российский авиапром для выхода из кризиса рассматривал возможность международного производства – в частности, с бразильской корпорацией Embraer и украинской компанией «Антонов». По предварительным оценкам, объединение автопромов РФ и Украины способно сформировать вполне конкурентоспособное производство относительно американского и европейского центров. Конец, как говорится, немного предсказуем.

Геополитическая ситуация, вызванная украинским кризисом и общемировой критикой российских действий, привела к тому, что российский автопром остался сам по себе. И даже Фарнборо, всегда неровно дышавший на российские истребители и авиашоу, в этом году стал непривычно холоден. Разобидевшись на все и вся, российский авиапроизводитель заявил: ограничим участие во всех этих западных мероприятиях и отправимся на Восток – дескать, там нас очень любят и давно ждут.

«Больше будем ездить в Африку, Китай, Сингапур, Чили», - заявил замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь. На этом фоне достаточно позитивно смотрятся цифры роста-прогресса гражданского автопрома (+10%). Но не стоит забывать, что в год отечественные производители выпускают по 10-12 машин, а Индонезия и Лаос на двоих эксплуатируют четыре самолета SSJ-100, который, по утверждениям экспертов, устарел еще в процессе проектирования. Несколько оптимистичнее данные мексиканской Interjet, в парке которой целых девять SSJ-100 (при 42 Airbus A320), что, судя по данным, приведенным выше, превышает средний процент российских самолетов в парках ведущих авиакомпаний РФ. Но вряд ли мексиканцы при выборе производителя руководствовались качеством.

На фоне санкций у политиков снова родилась идея создания авиакомпании, которая при господдержке будет летать в Крым (вместо «Добролета», получившего третий страйк), используя преимущественно российские самолеты. Инициатива предусматривает «расширение производства отечественных региональных самолетов, в частности, Ил-114», сообщал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Звучит свежо, особенно с учетом того факта, что данная модель выпускается с 1990 года и является турбовинтовой, а эксплуатирует Ил-114 только узбекская Uzbekistan Airways.
Современному российскому авиапрому остается всего несколько моделей, одна из которых полетит не раньше 2017 года (МС-21, разрабатываемый НПК «Иркут»). Другие самолеты, Ту-204 и Sukhoi Superjet 100, сегодня активно преподносятся как «новая надежда» авиационной промышленности России, которые хотят приобрести все новые и новые зарубежные партнеры, и на которых скоро мы все полетим в Крым.

Авиажурналист Андрей Меньшенин утверждает, что среди названных моделей только у Ту-204 есть перспектива успеха, поскольку он является среднемагистральным. «SSJ-100 и Ан-148, также производимый сегодня, являются ближнемагистральными. Но и по Ту-204 есть замечание: с 1996 года было собрано только 27 таких самолетов. Сейчас в России нет производственных мощностей, которые бы позволили с нуля собрать несколько десятков самолетов», - уверен журналист.

Зарубежные эксплуататоры, по мнению Меньшенина, ни при каких условиях не способны обеспечить приток средств на развитие нашего авиапрома, поскольку «финансовая ситуация в авиакомпаниях Lao Central Airlines (Лаос), Sky Aviation (Индонезия) и Interjet (Мексика) подлежит отдельной оценке». Сегодня впечатляющий рост демонстрирует китайская авиация, но здесь предпочитают вкладываться в собственные разработки. «С Китаем был совместный проект, но там отказались от использования российских наработок и допустили наших специалистов только к разработке внешнего контура двигателя», - говорит Меньшенин.

В связи с этим, больше верится в утверждения некоторых СМИ о «деградации». Даже возможность государственной поддержки критикуется экспертами. «Мы понимаем, что это только дымовая завеса по прикрытию истинного направления выделяемых средств», - говорит член-корреспондент РАН Борис Алешин. «Нет никакой связи между растрачиваемыми деньгами и развитием авиации. Количество занятых в авиапроме людей в сравнении с 2013 годом сократилось вдвое», - добавляет эксперт. По мнению Алешина, нет никаких критериев, позволяющих оценить реальную эффективность от государственных субсидий.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в первых числах сентября заявил, что необходимо «снизить зависимость нашей авиации от поставок иностранных самолетов», уточнив, однако, что «импортозамещение – это не одномоментный процесс». Увы, если бы эта страна была «той страной», то в слова главы правительства верилось бы с большей охотой. По мнению экспертов, реальный и эффективный выход из кризиса состоит исключительно в международном технологическом сотрудничестве. «Примером может стать проект самолета A380, отельные части которого собираются в разных частях Европы или проект самолета Boeing 787 Dreamliner, в производстве которого используется российский титан», - говорит Андрей Меньшенин.

К слову, минимальный опыт есть и у текущих проектов. Sukhoi Superjet 100 создан при активном сотрудничестве с французскими организациями Thales и Snecma, разрабатывающих, соответственно, авионику и двигатели. А кислородная система SSJ-100, наряду с дверями и элементами интерьера, обеспечивалась американской B/E Aerospace. По данным на 2013 год общая доля импортных поставок для создания одной машины SSJ-100 составляла порядка 50% от указанных элементов. Так ли далеко мы улетим, господин Медведев?

Григорий Егоров

Фото: wikipedia.org

Загрузка...
"Россети" получат 1,2 млрд бюджетной субсидии в 2017 году

Компания Россети получит 1,2 миллиарда рублей в качестве бюджетной субсидии для подготовки инфраструктуры к ЧМ-2018 по футболу.

6:36  29 Апреля 2017
54
Трамп пытается стравить Китай с КНДР после пуска ракеты

Президент США заявил, что Северная Корея демонстрирует неуважение к КНР.

6:17  29 Апреля 2017
54
Собянин за год зарабатывает по 6,5 млн рублей

Мэр Москвы опубликовал декларацию о доходах.

5:52  29 Апреля 2017
62
Аналитики Fitch не нашли причин для оптимистичных прогнозов по Украине

Рейтинговое агентство Fitch подтвердило долгосрочный суверенный рейтинг дефолта эмитента Украины уровне B-.

5:26  29 Апреля 2017
67
Премьер Турции не согласился с переходом на более авторитарный строй

Бинали Йылдырым опроверг опасения о переходе к президентскому диктату.

5:04  29 Апреля 2017
43
Трамп назвал себя самым успешным президентом в истории США

Дональд Трамп провел в должности президента США уже 100 рабочих дней - и подвел итоги.

4:46  29 Апреля 2017
67
Тиллерсон хочет уволить 2300 дипломатов США

Госсекретарь США вынашивает планы по сокращению штата сотрудников Госдепа.

4:14  29 Апреля 2017
84
США после ракетного запуска в КНДР срочно примут меры

Белый дом планирует выработать ответные меры в связи с сообщениями об очередном ракетном запуске в КНДР.

3:50  29 Апреля 2017
65
Ракета КНДР взорвалась через несколько секунд

Северная Корея провела неудачный запуск ракеты, тип которой пока не установлен.

3:00  29 Апреля 2017
60
Трамп снял "нефтяные запреты" Обамы

Президент США после 7-летней паузы возобновляет работы по бурению скважин.

2:44  29 Апреля 2017
64
"Сургутнефтегаз" впервые завершил год с убытками

Одна из крупнейших нефтяных компаний в РФ впервые за 22 года стала убыточной.

2:27  29 Апреля 2017
49
Пентагон подтвердил запуск ракеты в КНДР

Новые испытания ракеты в Северной Корее подтвердили в США.

1:56  29 Апреля 2017
49
Макрон заверил коалицию США о поддержке операций на Ближнем Востоке

Эммануэль Макрон заявил, что в случае победы на президентских выборах во Франции поддержит действия коалиции США на Ближнем Востоке.

1:39  29 Апреля 2017
57
СМИ сообщили детали новых ракетных испытаний в КНДР

Северная Корея произвела запуск баллистической ракеты - предположительно, в рамках испытаний, а по итогам - неудачный.

1:11  29 Апреля 2017
49
Эрдоган "запоздало" похвалил США за удар по Сирии

Президент Турции похвалил администрацию Трампа за решительность с проведением удара по авиабазе Шайрат.

0:44  29 Апреля 2017
62
Наркотики и проституция спасут пенсионеров на Украине

Если легализовать на Украине торговлю наркотиками, проституцию и игровые автоматы, то у пенсионеров может появиться надежда на перемены.

0:21  29 Апреля 2017
169
Евросоюз может обжаловать итоги референдума в Турции

Федерика Могерини заверила, что ЕС уважает итоги референдума в Турции.

23:48  28 Апреля 2017
83
ТАСС обошел "РИА Новости" по индексу цитируемости СМИ

Медиалогия подводит итоги исследования на тему деятельности СМИ в марте.

23:15  28 Апреля 2017
47
Ле Пен поругалась с Зиданом

Французский политик-кандидат в президенты Марин Ле Пен поставила на место знаменитого Зинедина Зидана.

22:34  28 Апреля 2017
122
Норвегия предоставит Киеву $25 млн

Украинские власти ожидают 25 млн финансовой и технической поддержки.

22:05  28 Апреля 2017
48
МИД России отреагировал на заявление США об "изоляции" в ООН

Позиция Белого дома касательно заявления об изоляции России в ООН представляется странной

21:33  28 Апреля 2017
189
Симоньян рассказала о проверке документов при попытке купить пиво в KFC

Главный редактор RT Маргарита Симоньян рассказала подписчикам в твиттере про случай у кассы в KFC.

21:33  28 Апреля 2017
160
Госдеп признал вину террористов в применении химического оружия

Боевики террористической группировки Исламское государство (ИГ, ИГИЛ, запрещена в РФ) неоднократно применяли на территории Сирии химическое оружие

21:12  28 Апреля 2017
2 890
Украинские диверсанты попыталась повторить провокацию с автомобилем ОБСЕ

На проезжей части возле города Харцызска в Донецкой Народной республике (ДНР) было обнаружено взрывное устройство

20:47  28 Апреля 2017
2 097
В Германии Lada Vesta назвали лучшей машиной "АвтоВАЗа"

Обозреватель Sueddeutsche Zeitung Томас Харлоф протестировал российскую Lada Vesta.

20:41  28 Апреля 2017
89
Украинский суд пресек попытку "десаакашвилизации" улиц в Одессе

Решение городского совета Одессы о возврате улицам города исторических названий было отменено в судебном порядке

20:37  28 Апреля 2017
121
Эра космического туризма отмечает 10-летие

Десять лет назад была открыта эра космического туризма. Первым человеком, который побывал на Международной космической станции в качестве туриста, был мультимиллионер из Соединенных Штатов Деннис Тито.

20:34  28 Апреля 2017
65
Samsung отвоевал у Apple лидерство на рынке смартфонов

Южнокорейская компания Samsung отвоевала у Apple лидерство на рынке смартфонов.

20:18  28 Апреля 2017
89
"Против народа": парламент Молдавии объединит День победы с днем Европы

Парламент Молдавии постановил объединить празднование Дня Победы и дня Европы

20:06  28 Апреля 2017
127
"Суета у французского трона!": Шнуров написал стихотворение о выборах президента Франции

Лидер популярной группы Ленинград Сергей Шнуров написал стихотворение, посвященное выборам президента Франции.

20:06  28 Апреля 2017
195