Подписаться
на push-уведомления?
Да

Где твои крылья, которые нравились мне? Что стало с авиапромом РФ

18:35  22 Сентября 2014
99
Москва
Где твои крылья, которые нравились мне? Что стало с авиапромом РФ
Где твои крылья, которые нравились мне? Что стало с авиапромом РФ

Авиационная промышленность России уже не первое десятилетие переживает нелегкие времена, что особенно заметно на контрасте с героическими свершениями советских авиастроителей. Вполне уместная параллель с автопромом: после падения железного занавеса и частичной приватизации профильных предприятий в страну хлынули дешевые и экономичные западные машины с солидной маркетинговой поддержкой, и на волне всеобщего энтузиазма относительно Запада, западных ценностей и западного образа жизни иностранные самолеты резко взлетели вверх, оставив привычные «тушки» коптить небо над отдельными регионами. Даже герои тележурнала «Каламбур» падали на самолете, прототипом которого послужил «Боинг-747», а что есть фольклор, как не выражение чаяний народа и страны?

Разумеется, автопром не умер, «пациент скорее жив». Но что это за жизнь, если к концу 2000-х большая часть среднемагистральных самолетов местного производства уже не выпускалась серийно? Речь идет о таких популярных моделях, как Ту-154 и Як-42, которые выпускались аж с 1968 и 1975 года соответственно. Правда, был еще Ту-134, но этот «динозавр» советского авиапрома перестали производить серийно в 1984 году – судите сами, в каком состоянии были эксплуатируемые в 2000-х годах самолеты.

Отечественных авиаперевозчиков «спасли», разумеется, флагманы авиационной промышленности мирового масштаба – Boeing и Airbus (к слову, первое время поставлявшие не самые новые машины). Чтобы понять, к чему мы пришли к 2010-м годам, лучше всего обратиться к цифрам: среди 144 пассажирских самолетов «Аэрофлота», крупнейшего перевозчика страны, только 10 являются российскими (все – SSJ-100). Из 101 самолета парка авиакомпании «Трансаэро» российских только пять; это три Ту-214 и два Ту-204 модификации 100С. Наконец, третий по годовому количеству перевозимых пассажиров авиаперевозчик России UTair эксплуатирует 130 самолетов, среди которых российских только 17, и все они, выполняя регулярные рейсы, не вылетают за пределы России.

У других отечественных авиаперевозчиков ситуация не лучше. Периодически звучат призывы организовать «национальную авиакомпанию», которая бы эксплуатировала только отечественные лайнеры, но пока подобная инициатива не получила развития до последнего времени. Проблема же, прежде всего, в вечной закольцованности спроса и предложения; в 2010 году российские авиапроизводители выпустили всего семь машин, а средний возраст пассажирского самолета производства РФ, эксплуатируемого федеральными и региональными авиакомпаниями, составлял 17 лет. Вместе с тем, зарубежные производители обеспечивали постоянный приток новых самолетов по предварительным заказам, поскольку там процесс был давно отлажен и не давал сбоев, как в плане сроков, так и в плане качества.

Прекрасно осознавая секрет успеха Boeing и Airbus, которые являются транснациональными компаниями, а к центральным офисам привязаны весьма условно, российский авиапром для выхода из кризиса рассматривал возможность международного производства – в частности, с бразильской корпорацией Embraer и украинской компанией «Антонов». По предварительным оценкам, объединение автопромов РФ и Украины способно сформировать вполне конкурентоспособное производство относительно американского и европейского центров. Конец, как говорится, немного предсказуем.

Геополитическая ситуация, вызванная украинским кризисом и общемировой критикой российских действий, привела к тому, что российский автопром остался сам по себе. И даже Фарнборо, всегда неровно дышавший на российские истребители и авиашоу, в этом году стал непривычно холоден. Разобидевшись на все и вся, российский авиапроизводитель заявил: ограничим участие во всех этих западных мероприятиях и отправимся на Восток – дескать, там нас очень любят и давно ждут.

«Больше будем ездить в Африку, Китай, Сингапур, Чили», - заявил замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь. На этом фоне достаточно позитивно смотрятся цифры роста-прогресса гражданского автопрома (+10%). Но не стоит забывать, что в год отечественные производители выпускают по 10-12 машин, а Индонезия и Лаос на двоих эксплуатируют четыре самолета SSJ-100, который, по утверждениям экспертов, устарел еще в процессе проектирования. Несколько оптимистичнее данные мексиканской Interjet, в парке которой целых девять SSJ-100 (при 42 Airbus A320), что, судя по данным, приведенным выше, превышает средний процент российских самолетов в парках ведущих авиакомпаний РФ. Но вряд ли мексиканцы при выборе производителя руководствовались качеством.

На фоне санкций у политиков снова родилась идея создания авиакомпании, которая при господдержке будет летать в Крым (вместо «Добролета», получившего третий страйк), используя преимущественно российские самолеты. Инициатива предусматривает «расширение производства отечественных региональных самолетов, в частности, Ил-114», сообщал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Звучит свежо, особенно с учетом того факта, что данная модель выпускается с 1990 года и является турбовинтовой, а эксплуатирует Ил-114 только узбекская Uzbekistan Airways.
Современному российскому авиапрому остается всего несколько моделей, одна из которых полетит не раньше 2017 года (МС-21, разрабатываемый НПК «Иркут»). Другие самолеты, Ту-204 и Sukhoi Superjet 100, сегодня активно преподносятся как «новая надежда» авиационной промышленности России, которые хотят приобрести все новые и новые зарубежные партнеры, и на которых скоро мы все полетим в Крым.

Авиажурналист Андрей Меньшенин утверждает, что среди названных моделей только у Ту-204 есть перспектива успеха, поскольку он является среднемагистральным. «SSJ-100 и Ан-148, также производимый сегодня, являются ближнемагистральными. Но и по Ту-204 есть замечание: с 1996 года было собрано только 27 таких самолетов. Сейчас в России нет производственных мощностей, которые бы позволили с нуля собрать несколько десятков самолетов», - уверен журналист.

Зарубежные эксплуататоры, по мнению Меньшенина, ни при каких условиях не способны обеспечить приток средств на развитие нашего авиапрома, поскольку «финансовая ситуация в авиакомпаниях Lao Central Airlines (Лаос), Sky Aviation (Индонезия) и Interjet (Мексика) подлежит отдельной оценке». Сегодня впечатляющий рост демонстрирует китайская авиация, но здесь предпочитают вкладываться в собственные разработки. «С Китаем был совместный проект, но там отказались от использования российских наработок и допустили наших специалистов только к разработке внешнего контура двигателя», - говорит Меньшенин.

В связи с этим, больше верится в утверждения некоторых СМИ о «деградации». Даже возможность государственной поддержки критикуется экспертами. «Мы понимаем, что это только дымовая завеса по прикрытию истинного направления выделяемых средств», - говорит член-корреспондент РАН Борис Алешин. «Нет никакой связи между растрачиваемыми деньгами и развитием авиации. Количество занятых в авиапроме людей в сравнении с 2013 годом сократилось вдвое», - добавляет эксперт. По мнению Алешина, нет никаких критериев, позволяющих оценить реальную эффективность от государственных субсидий.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в первых числах сентября заявил, что необходимо «снизить зависимость нашей авиации от поставок иностранных самолетов», уточнив, однако, что «импортозамещение – это не одномоментный процесс». Увы, если бы эта страна была «той страной», то в слова главы правительства верилось бы с большей охотой. По мнению экспертов, реальный и эффективный выход из кризиса состоит исключительно в международном технологическом сотрудничестве. «Примером может стать проект самолета A380, отельные части которого собираются в разных частях Европы или проект самолета Boeing 787 Dreamliner, в производстве которого используется российский титан», - говорит Андрей Меньшенин.

К слову, минимальный опыт есть и у текущих проектов. Sukhoi Superjet 100 создан при активном сотрудничестве с французскими организациями Thales и Snecma, разрабатывающих, соответственно, авионику и двигатели. А кислородная система SSJ-100, наряду с дверями и элементами интерьера, обеспечивалась американской B/E Aerospace. По данным на 2013 год общая доля импортных поставок для создания одной машины SSJ-100 составляла порядка 50% от указанных элементов. Так ли далеко мы улетим, господин Медведев?

Григорий Егоров

Фото: wikipedia.org

Читайте нас в Яндексе

Размер фиксированной выплаты способен повлиять на величину будущей пенсии Российские банки установили рекорд по выданным картам за 2020 год Онлайн-кинотеатры резко увеличили доходы на фоне пандемии Увеличение зарплат россиян в 2021 году будет зависеть от одного условия Темпы распространения COVID-19 в Петербурге оценили местные власти Россия готовится к первой исследовательской миссии на Венеру Единственный в США ВАЗ-2110 выставили на продажу за 815 тысяч рублей Турагенты назвали три самых популярных маршрута у россиян на 8 Марта Новые правила заполнения электронных трудовых книжек вступили в силу в РФ Минобороны обнародовало архивные документы о подвигах советских женщин в ВОВ Откровения принца Гарри и Меган Маркл принесут CBS миллионы долларов Актриса Рудова пожаловалась на проблемы красивых людей
Размер фиксированной выплаты способен повлиять на величину будущей пенсии

Величина пенсии зависит от размера фиксированной выплаты — числа коэффициентов на лицевом счете в ПФР и размера средств в системе обязательной накопительной пенсии.

8:11  07 Марта 2021
74
Российские банки установили рекорд по выданным картам за 2020 год

Банки России в 2020 году выдали гражданам 19,2 млн кредитных и дебетовых карт. Об этом рекордном показателе с 2014 года свидетельствует статистика Банка России.

7:40  07 Марта 2021
53
Онлайн-кинотеатры резко увеличили доходы на фоне пандемии

Рынок онлайн-видеосервисов в 2020 году увеличился на 52% — до 38,942 миллиарда рублей. Причиной стали коронавирусные ограничения, следует из отчета агентства TelecomDaily.

7:19  07 Марта 2021
100
Увеличение зарплат россиян в 2021 году будет зависеть от одного условия

Россию ждет постепенный рост зарплат и снижение уровня безработицы, если ситуация с COVID-19 стабилизируется. Такой прогноз составил экономист Владимир Мау.

6:45  07 Марта 2021
76
Темпы распространения COVID-19 в Петербурге оценили местные власти

Общее количество активно больных петербуржцев уменьшилось, но незначительно возросло число новых случаев заболевания коронавирусом по сравнению с прошлой неделей.

6:29  07 Марта 2021
126
Россия готовится к первой исследовательской миссии на Венеру

Комплексная программа исследований Венеры будет представлена в России в ближайшие годы. Об этом рассказал глава института космических исследований РАН Лев Зеленый.

5:56  07 Марта 2021
57
Единственный в США ВАЗ-2110 выставили на продажу за 815 тысяч рублей

Американский дилер DFW Cars & Trucks продает российский автомобиль ВАЗ-2110 2001 года выпуска. Продавец утверждает, что это единственный в США экземпляр.

5:49  07 Марта 2021
4 108
Турагенты назвали три самых популярных маршрута у россиян на 8 Марта

Самыми востребованными направлениями у российских путешественников на 8 Марта оказались Москва, Санкт-Петербург и Стамбул. Такие данные предоставили специалисты сервиса Ostrovok.

5:14  07 Марта 2021
63
Новые правила заполнения электронных трудовых книжек вступили в силу в РФ

Граждане России могут обращаться в Пенсионный фонд для включения всего стажа работы в электронные трудовые книжки. Соответствующий закон вступил в силу 7 марта.

4:57  07 Марта 2021
64
Минобороны обнародовало архивные документы о подвигах советских женщин в ВОВ

Министерство обороны РФ на своем сайте опубликовало исторический раздел "Героини Великой Победы". Инициатива приурочена к Международному женскому дню.

4:16  07 Марта 2021
63
Откровения принца Гарри и Меган Маркл принесут CBS миллионы долларов

Источник, знакомый со сделкой американского телеканала CBS и Опры Уинфри, рассказал, сколько заработают на интервью герцога и герцогини Сассекских телекомпания и журналистка.

4:00  07 Марта 2021
253
Актриса Рудова пожаловалась на проблемы красивых людей

Актриса Наталья Рудова призналась, что люди часто не видят ее таланта за красивой внешностью. Пост на эту тему она написала на своей странице в Instagram.

3:37  07 Марта 2021
180
Запрет на высадку детей-безбилетников из транспорта начал действовать в РФ

Новый закон запрещает насильно высаживать из общественного транспорта детей без оплаченных билетов, которые не достигли 16 лет и следуют без сопровождения взрослых.

3:06  07 Марта 2021
76
NASA планирует отправить первую женщину на Луну в ближайшие десять лет

NASA планирует миссию по высадке первой женщины на Луну в рамках программы "Артемида". Предполагается, что на земной спутник отправятся девять мужчин и девять женщин.

2:30  07 Марта 2021
63
Помолодевшая певица Хлебникова произвела фурор своим появлением на ТВ

Российская певица Марина Хлебникова долгое время не появлялась на публике. После пережитой депрессии она пришла на шоу "Привет, Андрей!" и поразила публику своим внешним видом.

1:37  07 Марта 2021
173