Где твои крылья, которые нравились мне? Что стало с авиапромом РФ

18:35  22 Сентября 2014
99
Москва
Где твои крылья, которые нравились мне? Что стало с авиапромом РФ
Где твои крылья, которые нравились мне? Что стало с авиапромом РФ

Авиационная промышленность России уже не первое десятилетие переживает нелегкие времена, что особенно заметно на контрасте с героическими свершениями советских авиастроителей. Вполне уместная параллель с автопромом: после падения железного занавеса и частичной приватизации профильных предприятий в страну хлынули дешевые и экономичные западные машины с солидной маркетинговой поддержкой, и на волне всеобщего энтузиазма относительно Запада, западных ценностей и западного образа жизни иностранные самолеты резко взлетели вверх, оставив привычные «тушки» коптить небо над отдельными регионами. Даже герои тележурнала «Каламбур» падали на самолете, прототипом которого послужил «Боинг-747», а что есть фольклор, как не выражение чаяний народа и страны?

Разумеется, автопром не умер, «пациент скорее жив». Но что это за жизнь, если к концу 2000-х большая часть среднемагистральных самолетов местного производства уже не выпускалась серийно? Речь идет о таких популярных моделях, как Ту-154 и Як-42, которые выпускались аж с 1968 и 1975 года соответственно. Правда, был еще Ту-134, но этот «динозавр» советского авиапрома перестали производить серийно в 1984 году – судите сами, в каком состоянии были эксплуатируемые в 2000-х годах самолеты.

Отечественных авиаперевозчиков «спасли», разумеется, флагманы авиационной промышленности мирового масштаба – Boeing и Airbus (к слову, первое время поставлявшие не самые новые машины). Чтобы понять, к чему мы пришли к 2010-м годам, лучше всего обратиться к цифрам: среди 144 пассажирских самолетов «Аэрофлота», крупнейшего перевозчика страны, только 10 являются российскими (все – SSJ-100). Из 101 самолета парка авиакомпании «Трансаэро» российских только пять; это три Ту-214 и два Ту-204 модификации 100С. Наконец, третий по годовому количеству перевозимых пассажиров авиаперевозчик России UTair эксплуатирует 130 самолетов, среди которых российских только 17, и все они, выполняя регулярные рейсы, не вылетают за пределы России.

У других отечественных авиаперевозчиков ситуация не лучше. Периодически звучат призывы организовать «национальную авиакомпанию», которая бы эксплуатировала только отечественные лайнеры, но пока подобная инициатива не получила развития до последнего времени. Проблема же, прежде всего, в вечной закольцованности спроса и предложения; в 2010 году российские авиапроизводители выпустили всего семь машин, а средний возраст пассажирского самолета производства РФ, эксплуатируемого федеральными и региональными авиакомпаниями, составлял 17 лет. Вместе с тем, зарубежные производители обеспечивали постоянный приток новых самолетов по предварительным заказам, поскольку там процесс был давно отлажен и не давал сбоев, как в плане сроков, так и в плане качества.

Прекрасно осознавая секрет успеха Boeing и Airbus, которые являются транснациональными компаниями, а к центральным офисам привязаны весьма условно, российский авиапром для выхода из кризиса рассматривал возможность международного производства – в частности, с бразильской корпорацией Embraer и украинской компанией «Антонов». По предварительным оценкам, объединение автопромов РФ и Украины способно сформировать вполне конкурентоспособное производство относительно американского и европейского центров. Конец, как говорится, немного предсказуем.

Геополитическая ситуация, вызванная украинским кризисом и общемировой критикой российских действий, привела к тому, что российский автопром остался сам по себе. И даже Фарнборо, всегда неровно дышавший на российские истребители и авиашоу, в этом году стал непривычно холоден. Разобидевшись на все и вся, российский авиапроизводитель заявил: ограничим участие во всех этих западных мероприятиях и отправимся на Восток – дескать, там нас очень любят и давно ждут.

«Больше будем ездить в Африку, Китай, Сингапур, Чили», - заявил замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь. На этом фоне достаточно позитивно смотрятся цифры роста-прогресса гражданского автопрома (+10%). Но не стоит забывать, что в год отечественные производители выпускают по 10-12 машин, а Индонезия и Лаос на двоих эксплуатируют четыре самолета SSJ-100, который, по утверждениям экспертов, устарел еще в процессе проектирования. Несколько оптимистичнее данные мексиканской Interjet, в парке которой целых девять SSJ-100 (при 42 Airbus A320), что, судя по данным, приведенным выше, превышает средний процент российских самолетов в парках ведущих авиакомпаний РФ. Но вряд ли мексиканцы при выборе производителя руководствовались качеством.

На фоне санкций у политиков снова родилась идея создания авиакомпании, которая при господдержке будет летать в Крым (вместо «Добролета», получившего третий страйк), используя преимущественно российские самолеты. Инициатива предусматривает «расширение производства отечественных региональных самолетов, в частности, Ил-114», сообщал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Звучит свежо, особенно с учетом того факта, что данная модель выпускается с 1990 года и является турбовинтовой, а эксплуатирует Ил-114 только узбекская Uzbekistan Airways.
Современному российскому авиапрому остается всего несколько моделей, одна из которых полетит не раньше 2017 года (МС-21, разрабатываемый НПК «Иркут»). Другие самолеты, Ту-204 и Sukhoi Superjet 100, сегодня активно преподносятся как «новая надежда» авиационной промышленности России, которые хотят приобрести все новые и новые зарубежные партнеры, и на которых скоро мы все полетим в Крым.

Авиажурналист Андрей Меньшенин утверждает, что среди названных моделей только у Ту-204 есть перспектива успеха, поскольку он является среднемагистральным. «SSJ-100 и Ан-148, также производимый сегодня, являются ближнемагистральными. Но и по Ту-204 есть замечание: с 1996 года было собрано только 27 таких самолетов. Сейчас в России нет производственных мощностей, которые бы позволили с нуля собрать несколько десятков самолетов», - уверен журналист.

Зарубежные эксплуататоры, по мнению Меньшенина, ни при каких условиях не способны обеспечить приток средств на развитие нашего авиапрома, поскольку «финансовая ситуация в авиакомпаниях Lao Central Airlines (Лаос), Sky Aviation (Индонезия) и Interjet (Мексика) подлежит отдельной оценке». Сегодня впечатляющий рост демонстрирует китайская авиация, но здесь предпочитают вкладываться в собственные разработки. «С Китаем был совместный проект, но там отказались от использования российских наработок и допустили наших специалистов только к разработке внешнего контура двигателя», - говорит Меньшенин.

В связи с этим, больше верится в утверждения некоторых СМИ о «деградации». Даже возможность государственной поддержки критикуется экспертами. «Мы понимаем, что это только дымовая завеса по прикрытию истинного направления выделяемых средств», - говорит член-корреспондент РАН Борис Алешин. «Нет никакой связи между растрачиваемыми деньгами и развитием авиации. Количество занятых в авиапроме людей в сравнении с 2013 годом сократилось вдвое», - добавляет эксперт. По мнению Алешина, нет никаких критериев, позволяющих оценить реальную эффективность от государственных субсидий.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в первых числах сентября заявил, что необходимо «снизить зависимость нашей авиации от поставок иностранных самолетов», уточнив, однако, что «импортозамещение – это не одномоментный процесс». Увы, если бы эта страна была «той страной», то в слова главы правительства верилось бы с большей охотой. По мнению экспертов, реальный и эффективный выход из кризиса состоит исключительно в международном технологическом сотрудничестве. «Примером может стать проект самолета A380, отельные части которого собираются в разных частях Европы или проект самолета Boeing 787 Dreamliner, в производстве которого используется российский титан», - говорит Андрей Меньшенин.

К слову, минимальный опыт есть и у текущих проектов. Sukhoi Superjet 100 создан при активном сотрудничестве с французскими организациями Thales и Snecma, разрабатывающих, соответственно, авионику и двигатели. А кислородная система SSJ-100, наряду с дверями и элементами интерьера, обеспечивалась американской B/E Aerospace. По данным на 2013 год общая доля импортных поставок для создания одной машины SSJ-100 составляла порядка 50% от указанных элементов. Так ли далеко мы улетим, господин Медведев?

Григорий Егоров

Фото: wikipedia.org

Сохрани наш виджет на главной Яндекса
Загрузка...
Астродроид R2-D2 из «Звездных войн» обрел нового хозяина

На аукционе в Соединенных Штатов с молотка ушел астродроид Люка Скайуокера R2-D2 из легендарной киносаги «Звездные войны».

3:31  29 Июня 2017
38
Италия нашла радикальное решение для борьбы с наплывом мигрантов

Масштабный наплыв мигрантов заставляет итальянские власти пойти на крайние меры.

3:21  29 Июня 2017
44
«Селфи» Уорхола купили за 7,7 млн долларов

Один из первых автопортретов американского художника Энди Уорхола ушел с молотка на торгах аукционного дома Sotheby’s.

3:11  29 Июня 2017
46
В здании университета в Кентукки произошел взрыв

Администрация университета Murray State University, расположенного в американском штате Кентукки сообщила о происшествии.

3:00  29 Июня 2017
58
Все счета генпрокурора Венесуэлы заморожены

Ряд обеспечительных мер в отношении генерального прокурора Луисы Ортеги Диас принял Верховный суд Венесуэлы.

2:50  29 Июня 2017
53
Северная Корея будет защищаться ядерным оружием

Заместитель постпреда КНДР при ООН Ким Ин Рен рассказал, почему его страна не будет сворачивать ядерную программу.

2:40  29 Июня 2017
50
В ЕС без визы отправились 37 тысяч грузин

Председатель парламентского комитета по евроинтеграции Тамара Хулордава заявила, что безвизовым режимом с ЕС воспользовались более 37 тысяч грузин.

2:23  29 Июня 2017
52
С космодрома во Французской Гвиане стартовала тяжелая ракета

Ракета-носитель Европейского космического агентства Ariane 5 должна выполнить миссию, которая ранее была поручена ракете компании SpaceX.

2:15  29 Июня 2017
52
Глава Marvel раскрыл тайну гибели главных «Мстителей»

Финальная часть «Мстителей» может стать последней для двух главных супергероев.

2:00  29 Июня 2017
55
Военная разведка США: мощь России может возрасти

Глава разведывательного управления министерства обороны (РУМО) США Винсент Стюарт считает, что у России имеются большие перспективы в военной сфере

1:49  29 Июня 2017
40
Пушков: Вашингтон ищет повод для удара по Сирии

Российский сенатор Алексей Пушков прокомментировал размещение американских кораблей и самолетов на атакующих позициях для возможной атаки на Сирию.

1:38  29 Июня 2017
63
На провокации со стороны Молдавии последует жесткий ответ России

Замглавы МИД РФ Григорий Карасин заявил, что Россия будет и впредь жестко и адекватно реагировать в случае провокаций со стороны Молдавии.

1:29  29 Июня 2017
57
СМИ: советники пугают Трампа Россией

Американскому президенту Дональду Трампу его советники пытаются доказать, что Россия представляет угрозу для Соединенных Штатов.

1:19  29 Июня 2017
37
Замглавы МИД РФ: НАТО хочет прочно закрепиться в Грузии

Заместитель российского министра иностранных дел Григорий Карасин рассказал о последствиях сближения Грузии и НАТО.

1:11  29 Июня 2017
50
США ужесточают нормы безопасности для зарубежных самолетов

Иностранные пассажирские самолеты, направляющиеся в Соединенные Штаты из-за рубежа, должны будут ввести новые меры безопасности.

1:08  29 Июня 2017
60
Кубок конфедераций: президента FIFA удивил исход первого полуфинала

Президент Международной федерации футбола (ФИФА) Джанни Инфантино прокомментировал результат поединка между Чили и Португалией.

0:44  29 Июня 2017
44
Ford готов починить 400 тысяч автомобилей в Северной Америке

Около 400 тысяч автомобилей компания Ford решила отозвать в связи с обнаруженными проблемами с гибким сцеплением и карданным валом.

0:33  29 Июня 2017
53
В Лондоне автомобиль таранил пешеходов

В британской столице произошел инцидент, похожий на террористическую атаку.

0:24  29 Июня 2017
112
Кубок конфедераций: сборная Чили выбила команду Криштиану Роналду

Чилийские футболисты оказались сильнее своих соперников из Португалии в полуфинальном матче Кубка конфедераций.

0:15  29 Июня 2017
62
Сбитый автобусом британец не променял паб на больницу

Недюжинное хладнокровие проявил житель Великобритании, оказавшись в смертельно опасной ситуации.

0:06  29 Июня 2017
68
Мексиканец ушел за сигаретами, а приехал на Кубок конфедераций

Мексиканский болельщик Артуро Гарсия рассказал, что ему пришлось обмануть жену, чтобы приехать на футбол в Россию.

23:49  28 Июня 2017
42
Жертвы вируса Petya не смогут вернуть утраченные файлы

В «Лаборатории Касперского» рассказали о том, какой ущерб понесут жертвы вируса Petya, атаковавшего весь мир.

23:37  28 Июня 2017
105
В американском Диснейленде установят «говорящего Трампа»

В крупнейшем парке развлечений компания Walt Disney планирует установить говорящую фигуру американского президента Дональда Трампа.

23:24  28 Июня 2017
37
В руках у девочки загорелся смартфон

Инцидент с возгоранием смартфона в руках несовершеннолетней произошел в Екатеринбурге.

23:14  28 Июня 2017
46
В поезде Варшава-Берлин искали бомбу

Поезду, следовавшему из Варшавы в Берлин, не суждено было добраться до пункта назначения вовремя.

23:05  28 Июня 2017
55
ООН сравнила вирус Petya с вирусом WannaCry

Оценку губительных способностей вируса-вымогателя Petya дали в ООН.

22:53  28 Июня 2017
68
Кубок конфедераций: Роналду выполнил просьбу ребенка

Звезду португальского футбола юный болельщик в Казани поставил в неловкое положение.

22:39  28 Июня 2017
178
ООН нашла в арсенале террористов дроны и 3D-принтеры

Верховный представитель ООН по вопросам разоружения Изуми Накамитсу рассказала, какими современными технологиями сейчас пользуются террористы.

22:27  28 Июня 2017
42
На Украине с многоэтажки демонтировали барельеф советскому маршалу

Бронзовый барельеф маршалу Жукову убрали со здания, расположенного возле станции метро Дворец спорта в Харькове.

22:15  28 Июня 2017
53
Журналисты открыли слабости американских авианосцев

Символ американской военной мощи авианосцы рано или поздно придется адаптировать к современным реалиям, потому что они становятся все более уязвимыми и морально устаревшими.

22:12  28 Июня 2017
68