План «Б», или как Правительство и ЦБ РФ защитят экономику от санкций

 
Москва, 23.09.14 - 13:50
Критикуя позицию правительства, Андрей Клепач сравнил их с врачами, которые от всех болезней предлагают либо кровопускание, либо клизму

Критикуя позицию правительства, Клепач сравнил ее с врачами, которые от всех болезней предлагают либо кровопускание, либо клизму

С марта этого года российская экономика пережила на себе влияния нескольких пакетов санкций от ЕС и США. Несмотря на это, сказать, что в России снова кризис 1990-х годов нельзя, но и не обращать внимания на угрожающий рост инфляции, замедление темпов роста экономики было бы весьма опрометчиво.

Для того чтобы узнать, как ускорить социально-экономическое развитие России в условиях санкций и преодолеть возможные проблемы, корреспондент Федерального бизнес-агентства отправилась в Госдуму, где в этот вторник в рамках парламентских слушаний представители органов власти, бизнеса, науки, общественных, деловых и экспертных организаций обсудили состояние российской экономики.

Парламентские слушания или форум для власти, бизнеса и науки организовал Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. В мероприятии участвовали более 200 экспертов.

России необходима новая стратегия развития промышленности

По словам заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктора Евтухова, для ускорения экономического роста «нашей стране необходима новая стратегия развития промышленности. И сегодня наше министерство совместно с депутатами и научным сообществом, ассоциациями промышленных предприятий различных отраслей промышленности разработали законопроект «о промышленной политике Российской Федерации».

Замминистра промышленности и торговли отметил, что законопроект прошел широкую фазу общественного обсуждения, и сейчас идет активная фаза рассмотрения данного документа в Госдуме. «На прошлой неделе документ прошел через рассмотрение всех комитетов соисполнителей и самое главное – комитета по промышленности. Уже дана рекомендация принятия законопроекта в первом чтении, а также высказаны замечания и дополнения, которые мы с коллегами постараемся учесть при подготовке ко второму чтению», - отметил он.

«Создавая этот документ, мы рассчитываем на то, что он станет нормативной основой и нормативным правовым трамплином для новой индустриализации и экономического роста в нашей стране, а также трамплином для проведения структурных реформ в русле опережающего развития обрабатывающих отраслей промышленности», - подчеркнул Евтухов и обратил внимание на то, что появление законопроекта обусловлено, прежде всего, сложившейся социально-экономической ситуацией.

«Вопросы импортозамещения наиболее актуальны в сфере высокотехнологической продукции, оборудования и в оборонно-промышленном комплексе. В связи с этим задача приоритетного развития отраслей промышленности наполнилась новым содержанием», - отметил чиновник.

Замминистра указал не только на проблемы, но и на достижения в сфере промышленности: «Безусловно, последние данные свидетельствуют, к сожалению, о замедлении промышленного роста, но есть более обнадеживающие цифры. По данным Росстата, все-таки объем производства в обрабатывающих промышленностях увеличился в годовом выражении на 2,2%. Это, конечно, не так много, как хотелось бы, но так или иначе все-таки небольшую динамику мы тут отмечаем».

«На сегодняшний день министерство промышленности и торговли наметило ряд экстренных мер по импортозамещению и ведет активную работу по их реализации (прежде всего, в обрабатывающем промышленном комплексе) с учетом сложившейся в мире ситуации», - заключил замминистра промышленности и торговли РФ.

Необходимо разработать и внедрить новую процентную политику

«Банковская система хоть и достигла достаточного уровня зрелости, но не стала мощным источником роста экономики, которым должна и могла бы быть», - считает президент ассоциации российских банков, член-корреспондент Российской академии наук Гарегин Тосунян.

Эксперт уточнил, что, по данным Росстата, в 2013 году совокупные инвестиции в основной капитал в стране составили 10 трлн рублей, и при этом доли бюджетов всех уровней в составе источников данного роста вложений равнялась 19%, а банков — только 9%: «Для сравнения, в развитых странах за счет кредитов финансируются инвестиции, в среднем, не менее четверти всех инвестиций в основные средства. Понятно, что масштабы совершенно не сопоставимые».

Президент ассоциации российских банков отметил, что вопрос стоимости кредитов также остается очень острым: «Средневзвешенная рентабельность бизнеса в России, по статистическим данным, составляет 7%, а средняя ставка по рублевым корпоративным кредитам на срок свыше года – 11,5%. Совершенно ясно, что если взять эти средние цифры, то становится непонятным, как можно за счет кредитов развивать бизнес. Так как есть несоответствие нормативов рентабельности и процентных ставок».

Тосунян заметил, что, по мнению большинства его коллег, на государственном уровне требуется разработка и внедрение новой процентной политики: «Мы имеем такой документ, как кредитно-денежная политика правительств и Центрального банка. На протяжении ни одного десятилетия мы ставим вопрос, что один абзац там должен быть посвящен процентной политике и конкретным действиям в направлении снижения процентной политики. Сейчас процентная политика двигается в направлении повышения, а не снижения».

«Для повышения роли банков в экономическом развитии нужны не только ресурсы, но и ориентированное на это регулирование и надзор», - резюмировал президент ассоциации российских банков.

Мы должны придерживаться консервативной бюджетной политики

По словам заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея Моисеева, сегодня наблюдается быстрое торможение экономического роста. «Да, действительно, последние два месяца мы видим признаки оздоровления, - заявил Моисеев и продолжил, – «Это связано с целым рядом эффектов, как реальных, так и статистических, связанных с базой и так далее, но, если говорить в целом, то о серьезном оздоровлении в области экономического роста говорить не приходится. Мы говорим, что в лучшем случае экономика будет расти темпами 2-3%».

Замминистра финансов подчеркнул, что такой темп роста совершенно недостаточен для того, чтобы Россия продумала, как сократить разницу между уровнем жизни населения России и уровнем жизни населения у промышленно-развитых стран. «Мы, конечно, должны расти намного быстрее, но для того, чтобы понять, что с этим делать, нужно понять причину сокращения темпов экономического роста», - отметил он.

По словам чиновника, сокращение темпов экономического роста не связано с загрузкой конкурентно-производственных мощностей и очень высокой безработицей: «У нас структурные проблемы с замедлением роста. Поэтому мы должны придерживаться консервативной бюджетной политики, чем больше государство, тем меньше бизнес, тем меньше рынка».

Замминистра отметил, что государство должно играть свою роль в том, как определять приоритетное развитие и должно делать вычеты для определенных регионов с точки зрения отраслей, но государство при этом должно следить за тем, чтобы налоговая нагрузка на экономику не была слишком высокой.

«Важнейшим компонентом должно быть не увеличение избыточной доли государства в экономике и безусловное исполнение государством всех своих обязательств», - подчеркнул он.

«Для исполнения всех обязательств государства необходимо продолжать обеспечивать макроэкономическую стабильность», - заключил заместитель министра финансов РФ.

План «Б», или план активных стабилизационных мер для защиты от санкций

Уверен, что государство должно принимать срочные меры, и заместитель председателя банка развития и внешнеэкономической деятельности Андрей Клепач: «Когда рост экономики составлял 3%, были такие же споры и аргументы - надо ли давать деньги через бюджет или банки. Потом рост стал 1,3%. Сейчас у нас 0,5%, и, по-видимому, будет реально ниже, значит, фактически второе полугодие рост экономики может составить ноль или около нуля и, возможно, начало следующего года будет такое же. Но аргументы те же самые».

Критикуя позицию правительства, Клепач сравнил ее с врачами, которые от всех болезней предлагают либо кровопускание, либо клизму. «Нравится нам это или нет, мы можем постоянно говорить о структурных реформах, но, поскольку они назрели, то все-таки здравый смысл подсказывает, что нужно обеспечить хоть какие-то элементы стимулирования экономики и не только поддержать ее рост, но и избежать неплатежеспособности банков, предприятий, а тут требуются действия со стороны правительства, какие бы требования и претензии к менеджменту не предъявлялись», - подчеркнул эксперт.

По мнению заместителя председателя банка развития и внешнеэкономической деятельности, в этой ситуации набор аргументов и мер достаточно хорошо известен: «Что касается мер, то я бы обратил внимание на сценарий, который предложило министерство экономического развития, но в данном случае правительство должно обеспечить определенный набор стимулирующих мер».

Выступая с докладом, Клепач коснулся темы действующей политики центрального банка. «По сути дела, те основные направления, которые представлены и которые Госдума еще будет обсуждать, учитывают замедления темпов роста экономики, но не учитывают тех геополитических рисков, с которыми мы столкнулись в условиях санкций. Например, по параметрам денежно-кредитной политики», - обратил внимание экономист.

По словам эксперта, банкам нужен капитал и долгосрочное фондирование: «Единственный ресурс, который реально в экономике есть, – это фонд национального благосостояния. Это где-то триллион двести и золотовалютные резервы центрального банка. Это тоже ресурс, который был использован в кризис 2009 года. Сейчас у нас также возникает потребность в такого рода долгосрочных ресурсах от 800 миллиардов до триллиона, которые надо дать экономике для того, чтобы не лежать, а подниматься с колен и пережить этот тяжелый период».

Клепач подчеркнул, чтобы это действительно работало на предприятия, которые требуют и финансового оздоровления, и развития, как в сельском хозяйстве, ресурсы нужно дать через банки с определенными условиями: «Без этого безболезненно санкционный удар мы не выдержим. Нам придется за него заплатить».

«Мы недооценили риски, которые были в 2009 году. Если мы не хотим повторять свои ошибки, то лучше начать готовить план «Б», или план активных стабилизационных мер и за счет бюджета, потому что у него есть на это ресурсы, у нас профицит за этот год где-то 200 миллиардов рублей с лишним. То же самое касается ресурсов ЦБ и в банковской системе», - подытожил заместитель председателя банка развития и внешнеэкономической деятельности.

Анна Анина


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх