Казанские микробиологи выявили уникальный вид топливных биомаркеров

15:38  04 Августа 2015
Казань
Казанские микробиологи выявили уникальный вид топливных биомаркеров

Ученые кафедры микробиологии Казанского федерального университета выступили с предложением использовать в качестве топливных маркеров пигменты микроорганизмов.

Поясним, что для идентификации различных видов топлива используются различные так называемые маркеры, что является необходимостью для защиты от фальсификации продукта. Помимо этого, применения маркеров для контроля качества является «зеленой» технологией – при сгорании топливо повышенного качества выбрасывает в атмосферу существенно меньше вредных веществ, в отличие от контрафактного топлива.

В настоящее время для определения качества топлива применяются химические синтезированные зарубежные реагенты. Российских аналогов на рынке фактически нет, имеется лишь биомаркер, созданный на основе внутриклеточного пигмента бактерий Serratia marcescens. Отметим, что это разработка также принадлежит представителям кафедры микробиологии КФУ. Несмотря на это достижение, чтобы сделать защиту топлива от подделок максимально надежной, необходимо применять сразу несколько маркеров, над чем сейчас и работают сотрудники кафедры.

"Нам удалось доказать, что пигменты актинобактерий рода Agreia также удовлетворяют основные требования, предъявляемые к биомаркерам. В ходе ряда экспериментов была выявлена необходимая концентрация вещества, при которой маркер будет обнаруживаться в топливе, а у бензина было выявлено наличие спектров поглощения, маркированного пигментами актинобактерий, которые и дают нам возможность судить о качестве нефтепродукта",– рассказал участник проекта, аспирант кафедры микробиологии КФУ Илья Васильев.

Вид актинобактерий был открыт относительно недавно. Он представляет из себя всего два вида микроорганизмов: A.bicolorata и A.pratensis. Первый вид был выделен из паталогических образований на растениях, появившихся при взаимодействии с круглыми червями, второй был получен из растительного материала.

Важное внимание стоит уделить тому факту, что у природных, натуральных маркеров есть большое преимущество перед синтезированными. В первую очередь, они значительно быстрее разлагаются в природных условиях до безопасных соединений, а во вторых они отмечаются низким уровнем фальсификации самих маркеров.

На сегодняшний день ученые не только сделали скрининг штаммов микроорганизмов рода Agreia для выявления наиболее перспективных маркеров нефтепродуктов, но и определили наиболее благоприятные условия для размножения микроорганизмов, а также разработали протокол применения микроорганизмов для маркировки топлива и дальнейшей его идентификации.

Отметим, что в приобретении и применении разрабатываемых биомаркеров активно заинтересованы такие корпорации, как ОАО "ТАИФ" (Россия) и Addax Petroleum Plc (Нигерия).