Минэкономразвития подсчитало, что российская экономика в июле начала расти. В ведомстве отмечается мизерный рост в 0,1% за этот месяц по отношению к июню и, при этом, утверждается, что поступательный рост экономики начнется уже в третьем квартале этого года.
Экономист Василий Колташов отмечает, что после резкого осложнения, которое произошло в российской экономике в прошлом году, в первой половине этого года наступила стабилизация, но в итоге она тоже сменилась очередным обострением.
В качестве причины эксперт называет ослабление спроса – дело состоит в том, что чиновники пытаются фиксировать прохождение кризиса через активизацию производства, т.е., если производство где-то активизировалось, то по такой логике, значит, все закончилось.
На деле, мы находимся под серьезным давлением, как ослабления внутреннего, так и внешнего спроса, который выражается как раз в падении цен на нефть.
Колташов считает, что на практике в России не было серьезного падения экономики – по крайней мере, такого, какой был в период международного финансового кризиса в Испании, Греции, Португалии и Италии. У нас пока все неплохо выглядит, но, к сожалению, это только видимость, потому что рубль ослабевает, и будет продолжать это делать всю вторую половину этого года.
Поэтому реальное падение экономических показателей в России может быть зафиксировано только в декабре-январе, когда будет пройден период падения рубля и наступит некоторая стабилизация нефтяных котировок.
Тогда, под давлением больших изменений на рынках, может начаться падение производства в российской экономике, что неизбежно придется фиксировать при подсчете ВВП, и станет ясно, что он серьезно сокращается – на взгляд Колташова, до дна пока далеко.
Проблема также заключается в том, что в России падение рубля и ВВП рассматривается исключительно в связи с падением цен на нефть.
Эксперт полагает, что падение рубля связано в первую очередь с ослаблением спроса в российской экономике. Поэтому, когда ЦБ всеми силами держит рубль, как в прошлом году, или делает все, чтобы он укреплялся, как в этом, это плохо отражается на позициях российских производителей.
Такая политика ухудшает положение отечественного производителя на мировых рынках, что приводит к тому, что мы сами на внутреннем рынке поддерживаем импорт, а не импортозамещение. В результате, импорт восстанавливается, а импортозамещение останавливается.
Все это блокирует стихийные механизмы по адаптации российских предприятий для использования ими новых условий для роста.
Колташов резюмирует: все, что мы сейчас наблюдаем, это сжатие спроса ступенчатым образом – каждый раз падение рубля не только фиксирует сжатие, но и порождает сжатие, а потом приводит через некоторое время к новому сокращению спроса.
Эти проблемы можно решить, но для этого нужны специальные меры экономической политики, которые будут направлены на стимулирование спроса на внутреннем рынке, и в настоящий момент правительство рассматривает ряд предложений на этот счет. Если эта проблема, вместе с эффективными мерами по поддержке отечественного производителя, будет решена, то мы больше не будем обращать так много внимания на нефтяные котировки.