Взлетит ли SSJ-100: Запад не дотянется до российских крыльев

Сегодня с утра российские СМИ, ссылаясь на информацию из отчета РСБУ за второй квартал, сообщили о возможных перебоях в поставках иностранных комплектующих в связи с антироссийскими санкциями. Впоследствии представитель ЗАО «Гражданских самолетов Сухого» информацию опроверг, заявив, что в докладе речь идет о возможных рисках. Связанных с ужесточением санкций США и ЕС. Насколько значимы поставки иностранных комплектующих для российского авиастроения, выясняла «Экономика сегодня».

«Что касается компании Сухой, то в планах Минпромторга заместить 22 позиции импортных комплектующих. Сейчас самолет состоит на 40% из иностранных компонентов. Если будут выполнены все планы по импортозамещению, то речь может идти о снижении доли иностранных комплектующих на несколько процентных пунктов, до 10 максимум», - комментирует главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

По его мнению, принципиально важны 2 фактора – использование отечественных комплектующих может улучшить летно-технические характеристики, либо снизить издержки производителям на закупку этих комплектующих. Второй момент скорее теоретический, он может снизить зависимость от различного рода санкционных мер.

При этом, речь не идет о том, чтобы российские комплектующие в обязательном порядке, любой ценой ставились на борт современных самолетов. «Они могут попасть на борт того же самого SSJ-100 только при одном условии - если они будут соответствовать самым строгим требованиям не только российских властей, но и европейских сертификационных центров. Таким образом, российские компании должны создать такой продукт, который будет удовлетворять желания заказчика и сертификационные центры», - отмечает эксперт.

Если говорить о комфортном уровне соотношения отечественных и импортных компонентов, то здесь следует различать военную и гражданскую авиацию. «В первом случае эта доля должна быть 100% для того, чтобы никакой зависимости от иностранных поставок не существовало. Во втором случае, речь идет о том, какая сторона предложит более выгодные условия. Но в компании Ростех например ставят цель занять не менее 70%-ной доли на бортах российских воздушных судов», - отмечает Пантелеев.

Так как по многим позициям программы импортозамещения в авиапромышленности стартовали заранее, это смягчает проблемы нынешнего периоды. Самое главное, как считает авиаэксперт, что правительство продолжает поддерживать авиационную промышленность, да и в самой промышленности настроения не столько ждать бюджетной поддержки, сколько самостоятельно искать внешних инвесторов и реализовывать проекты, которые позволят быть независимыми от иностранных поставок.