Подписаться
на push-уведомления?
Да

Первым делом, первым делом льготы. Почему в Европе бастуют пилоты

18:48  28 Сентября 2014
120
Кельн, Германия
Первым делом, первым делом льготы. Почему в Европе бастуют пилоты
Первым делом, первым делом льготы. Почему в Европе бастуют пилоты

За последний месяц два крупных европейских авиаперевозчика – немецкая Lufthansa и французская Air France – сотрясли воздушное пространство континента масштабными забастовками. Акции протеста были организованы профсоюзами, представляющими интересы пилотов компании. Сегодня, несмотря на временное затишье, как немецкие, так и французские пилоты заявляют о том, что продолжат бороться за свои права.

Профессиональные союзы высококвалифицированных работников в Европе традиционно очень сильны. А организации Syndicat National des Pilotes de Ligne (SNPL; представляет интересы сотрудников Air France) и Vereinigung Cockpit e.V. (объединяет пилотов и бортинженеров Lufthansa) имеют колоссальное влияние на работу авиакомпаний, поскольку включают значительную часть их штата, представляя их интересы, ведя переговоры от имени пилотов и принимая решение о централизованных акциях протеста.

Гражданам постсоветской России по прошествии лет трудно себе представить, что профсоюзы имеют силу достаточную для вполне симметричного диалога с работодателем любых масштабов вплоть до государства. А ведь именно профсоюзы, являясь рассадником разного рода недовольств, скрепленных массовостью и социальной однородностью своих членов, нередко упоминаются в периодически возникающих пересудах-перетолках о «призраке коммунизма». Но даже в такой унифицированной среде, как транснациональные авиакомпании Европейского союза, у союза пилотов каждой страны есть специфические черты. Попытаемся разобраться в них сквозь призму особенностей функционирования профсоюзных организаций в Германии и Франции.

Немецкие профсоюзы являются реальной силой, способной на равный диалог с любым бизнесом. В объединениях состоит более 25% всего работающего населения страны. Удивительно, что профсоюзные взносы здесь такие же, как и в России (1%), однако масштабы и эффективность сопоставимы с трудом. В случае возникновения спорных моментов профсоюзы достаточно быстро прибегают к методу стачек и забастовок, поэтому в самой Германии это обычное дело. История с Lufthansa и дочерними организациями вышла на первые полосы новостей потому, что в силу своей масштабности затронула международные рейсы.

Протестное движение, затронувшее флагмана немецкой авиации в начале сентября, является эхом противоречий, возникших еще весной 2014 года, когда в Lufthansa впервые заговорили о переносе пенсионного возраста для пилотов. Ранее, до реформы, сотрудник авиакомпании мог уйти на пенсию в 55 лет (при пенсионном возрасте в Германии 65 лет), а на протяжении следующих 10 лет получать в качестве пособия 60% последнего оклада.

По разным данным, Lufthansa планировала увеличить пенсионный возраст до 60 (или 63) лет, а компенсацию выплачивать в зависимости от трудовых заслуг и выслуги лет каждого конкретного сотрудника. «Авиакомпания следует мировой тенденции оздоровления населения», - сообщала тогда пресс-секретарь Lufthansa Барбара Шелдер. - «Поэтому пенсионный возраст нужно плавно увеличивать».

Профсоюз Vereinigung Cockpit, в состав которого входят порядка 9,3 тысяч пилотов авиакомпании, не очень хотел следовать тенденции оздоровления. «Пилоты, проработавшие в Lufthansa много лет, чувствуют себя обманутыми. Компания разрушила их жизненные планы», - заявили в профсоюзе, решив под шумок потребовать дополнительного увеличения заработной платы (10% вместо заявленных ранее 5,2%). К слову, повышение зарплаты является основой большей части стачек и забастовок. В апреле авиакомпании удалось замять протестную волну, удовлетворив часть требований по заработной плате и приостановив принятие решения о пенсионном возрасте.

Однако в конце августа Vereinigung Cockpit организовал целых четыре акции протеста, начав с наиболее чувствительного к финансовым переменам сегмента лоукоста («дочка» Lufthansa Germanwings). Тогда от отмены 116 рейсов пострадали 15 тысяч человек. Акция утихла на следующий день – но лишь для того, чтобы вспыхнуть с новой силой уже 5 сентября в масштабах всей Lufthansa. Тогда заранее было отменено порядка 200 рейсов, затронувших 25 тысяч пассажиров. Профсоюз с новой силой требовал отменить реформу пенсионного возраста, способную затронуть около 5,4 тысяч сотрудников Lufthansa.

Руководство компании, боясь продолжительности стачки и роста ее масштабов, 16 сентября согласилось на новый раунд переговоров по пенсионному возрасту. Однако уже 25 сентября представители Vereinigung Cockpit объявили о провале переговоров и подготовке новых забастовок, способных затронуть как внутригерманские, так и международные рейсы. «Обещаем заблаговременно оповестить общественность», - пообещали в профсоюзе. Что же, ждем.

Французские профсоюзы, согласно заявлениям американских коллег, скорее, бестолково упрямы, нежели продуктивны. «Между французскими властями и профсоюзами чаще всего происходят пустые разговоры, а не продуктивный диалог», - утверждал в 2013 году глава американской компании Titan Морис Тейлор. В то время как пыл бастующих пилотов Lufthansa уже угасал, 15 сентября профсоюз сотрудников французской Air France объявил о начале акции протеста, которая продлилась до сегодняшнего дня (28 сентября), став одной из крупнейших в истории страны.

Причиной послужило стремление руководства авиакомпании развивать региональные организации, преимущественно относящиеся к лоукост-сегменту. Программа развития была принята летом и называется Perform 2020. Основанием для принятия руководством Air France данного документа стал избыток рабочей силы в штате компании. Значительную часть пилотов из 3 760 сотрудников Air France планировалось перевести в штат лоукостера Transavia и еще одну «дочку» Hop!. Основой для забастовки стали опасения сотрудников касательно снижения прежнего уровня зарплаты (в Transavia она на 50% ниже, чем в материнской компании), а также сохранение системы льгот, прежде всего, в сегменте социального страхования.

Несмотря на то, что в итоге Air France достаточно быстро пошла на уступки, ограничив развитие Transavia, профсоюз SNPL не остановился, потребовав заодно увеличение зарплаты и дополнительных льгот. Авиакомпания, терявшая каждый день от 15 до 20 млн евро (по словам главы Air France Фредерика Гажеи), откровенно не представляла, что ей делать. «Ни сами французы, ни иностранные клиенты Air France не понимают выдвигаемых требований», - заявил накануне премьер-министр страны Манюэль Вальс.

Однако после серии резких заявлений и угроз продолжать до бесконечности SNPL завершил забастовку сегодня, желая продолжать переговоры «в спокойной обстановке». Как и в случае с Lufthansa, итог конфликта неясен и вряд ли получит компромиссный исход в ближайшее время, ведь подобное перетягивание каната в цивилизованных странах может продолжаться годами, вспыхивая раз в несколько месяцев.

Куда интереснее другое. Пилоты ведущих российских авиакомпаний выражают опасение нецелесообразностью допуска иностранных КВС к командованию экипажами РФ. По словам главы координационного совета профсоюзов пилотов России Мирослава Бойчука, отрасль развивается куда меньшими темпами, чем планировалось ранее, и не испытывает дефицита в командирах воздушных судов. Соответственно, при надлежащем повышении квалификации российские пилоты сами могут восполнить лакуны в летном составе ведущих авиакомпаний. А теперь представьте себе, что Клаус Рольфс, который 23 сентября устроился на работу в «Аэрофлот», расскажет нашим летчикам, что такое забастовка по-немецки?..

Григорий Егоров

Фото: wikipedia.org

Читайте нас в Яндексе

Производители мяса птицы согласовали регулирование цен Гидрометцентр прогнозирует потепление в европейской части России Генпрокуратура России назвала топ регионов по уровню коррупции Мишин рассказал, чем отличается воспитание юных фигуристов и своих детей Генпрокуратура опубликовала список лидирующих профессий по получению взяток Роскомнадзор потребовал заблокировать ботов с персональными данными в Telegram Тренер Мишин рассказал, как поражение Плющенко повлияло на его карьеру Тренер по фигурному катанию Мишин рассказал о победе на чемпионате СССР Коллекторы назвали главную причину неплатежей россиян по кредитам Собчак рассказала о негативном опыте употребления наркотиков Специалисты заявили об ожидаемом упадке цен на нефтяном рынке Кроссовер Hyundai Bayon появится на авторынке Европы
Гидрометцентр прогнозирует потепление в европейской части России

Жителей Москвы и центра европейской территории России после аномальных морозов ожидает резкое потепление, сообщил журналистам научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд.

9:09  09 Марта 2021
87
Генпрокуратура России назвала топ регионов по уровню коррупции

Лидеров по уровню коррупции среди регионов Российской Федерации за 2020 год назвали в Генеральной прокуратуре.

9:06  09 Марта 2021
93
Мишин рассказал, чем отличается воспитание юных фигуристов и своих детей

Тренерская карьера Алексея Мишина и его супруги Татьяны сказалась на воспитании их собственных сыновей. Подробнее об этом рассказал сам тренер в эфире программы "Судьба человека".

8:51  09 Марта 2021
79
Генпрокуратура опубликовала список лидирующих профессий по получению взяток

Начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Виктор Балдин рассказал, представители каких профессий чаще всего в РФ берут взятки.

8:49  09 Марта 2021
95
Роскомнадзор потребовал заблокировать ботов с персональными данными в Telegram

Роскомнадзор потребовал администрацию мессенджера Telegram заблокировать ботов, распространяющих персональные данные россиян. Об этом сообщает "Коммерсант".

8:34  09 Марта 2021
65
Тренер Мишин рассказал, как поражение Плющенко повлияло на его карьеру

Главное поражение в жизни фигуриста Евгения Плющенко тренер Алексей Мишин назвал определяющим в его карьере.

8:33  09 Марта 2021
95
Тренер по фигурному катанию Мишин рассказал о победе на чемпионате СССР

Российский тренер по фигурного катанию Алексей Мишин рассказал, как выиграл чемпионат СССР в паре с Тамарой Москвиной. Об этом он рассказал в программе "Судьба человека".

8:12  09 Марта 2021
65
Коллекторы назвали главную причину неплатежей россиян по кредитам

Финансовые трудности стали причиной просроченных кредитов у 75% опрошенных россиян, в прошлом году этот показатель составил всего 50%.

7:55  09 Марта 2021
126
Собчак рассказала о негативном опыте употребления наркотиков

Наркотики заставляли испытывать вечную паранойю и боязнь за свою жизнь, поделилась опытом употребления запрещенных веществ телеведущая Ксения Собчак в эфире "Осторожно, Собчак".

7:35  09 Марта 2021
523
Специалисты заявили об ожидаемом упадке цен на нефтяном рынке

Несмотря на то, что возвращение к ценам на нефть 2019 года будет краткосрочным, дальнейшие котировки ,вероятнее всего, пойдут вниз, заявили опрошенные эксперты "Известиям".

7:17  09 Марта 2021
55
Кроссовер Hyundai Bayon появится на авторынке Европы

Компания Hyundai представила новую модель кроссовера-внедорожника Bayon для авторынка ЕС. Об этом сообщили в пресс-службе производителя.

6:51  09 Марта 2021
299
ПФР назвал условия для получения выплаты в 6000 рублей в марте

Новую денежную выплату в размере шести тысяч сорока четырех рублей в марте смогут получить россияне, которым в феврале исполнилось 80 лет, разъяснили в Пенсионном фонде.

6:35  09 Марта 2021
231
Разработчики "Спутника V" потребовали публичных извинений от председателя ЕМА

Председатель Европейского агентства лекарственных средств (EMA) Криста Виртумер-Хохе должна извиниться за высказывания об экстренном применении российской вакцины "Спутник V".

6:22  09 Марта 2021
301
Кремлевский повар рассказал о любимых блинах Сталина, Брежнева и Горбачева

Руководители СССР имели свои вкусовые предпочтения, поэтому и блины в Масленицу для них подавали разные, рассказал шеф-повар, консультант Кремля и Белого дома Анатолий Галкин.

5:54  09 Марта 2021
114
Пенсионный фонд РФ напомнил женщинам о положенных им выплатам

Благодаря начислению индивидуальных пенсионных коэффициентов, размеру материнского капитала в 2021 году и статусу "многодетная мать" женщины могут получить дополнительные субсидии.

5:15  09 Марта 2021
138