Подписаться
на push-уведомления?
Да

Первым делом, первым делом льготы. Почему в Европе бастуют пилоты

18:48  28 Сентября 2014
120
Кельн, Германия
Первым делом, первым делом льготы. Почему в Европе бастуют пилоты
Первым делом, первым делом льготы. Почему в Европе бастуют пилоты

За последний месяц два крупных европейских авиаперевозчика – немецкая Lufthansa и французская Air France – сотрясли воздушное пространство континента масштабными забастовками. Акции протеста были организованы профсоюзами, представляющими интересы пилотов компании. Сегодня, несмотря на временное затишье, как немецкие, так и французские пилоты заявляют о том, что продолжат бороться за свои права.

Профессиональные союзы высококвалифицированных работников в Европе традиционно очень сильны. А организации Syndicat National des Pilotes de Ligne (SNPL; представляет интересы сотрудников Air France) и Vereinigung Cockpit e.V. (объединяет пилотов и бортинженеров Lufthansa) имеют колоссальное влияние на работу авиакомпаний, поскольку включают значительную часть их штата, представляя их интересы, ведя переговоры от имени пилотов и принимая решение о централизованных акциях протеста.

Гражданам постсоветской России по прошествии лет трудно себе представить, что профсоюзы имеют силу достаточную для вполне симметричного диалога с работодателем любых масштабов вплоть до государства. А ведь именно профсоюзы, являясь рассадником разного рода недовольств, скрепленных массовостью и социальной однородностью своих членов, нередко упоминаются в периодически возникающих пересудах-перетолках о «призраке коммунизма». Но даже в такой унифицированной среде, как транснациональные авиакомпании Европейского союза, у союза пилотов каждой страны есть специфические черты. Попытаемся разобраться в них сквозь призму особенностей функционирования профсоюзных организаций в Германии и Франции.

Немецкие профсоюзы являются реальной силой, способной на равный диалог с любым бизнесом. В объединениях состоит более 25% всего работающего населения страны. Удивительно, что профсоюзные взносы здесь такие же, как и в России (1%), однако масштабы и эффективность сопоставимы с трудом. В случае возникновения спорных моментов профсоюзы достаточно быстро прибегают к методу стачек и забастовок, поэтому в самой Германии это обычное дело. История с Lufthansa и дочерними организациями вышла на первые полосы новостей потому, что в силу своей масштабности затронула международные рейсы.

Протестное движение, затронувшее флагмана немецкой авиации в начале сентября, является эхом противоречий, возникших еще весной 2014 года, когда в Lufthansa впервые заговорили о переносе пенсионного возраста для пилотов. Ранее, до реформы, сотрудник авиакомпании мог уйти на пенсию в 55 лет (при пенсионном возрасте в Германии 65 лет), а на протяжении следующих 10 лет получать в качестве пособия 60% последнего оклада.

По разным данным, Lufthansa планировала увеличить пенсионный возраст до 60 (или 63) лет, а компенсацию выплачивать в зависимости от трудовых заслуг и выслуги лет каждого конкретного сотрудника. «Авиакомпания следует мировой тенденции оздоровления населения», - сообщала тогда пресс-секретарь Lufthansa Барбара Шелдер. - «Поэтому пенсионный возраст нужно плавно увеличивать».

Профсоюз Vereinigung Cockpit, в состав которого входят порядка 9,3 тысяч пилотов авиакомпании, не очень хотел следовать тенденции оздоровления. «Пилоты, проработавшие в Lufthansa много лет, чувствуют себя обманутыми. Компания разрушила их жизненные планы», - заявили в профсоюзе, решив под шумок потребовать дополнительного увеличения заработной платы (10% вместо заявленных ранее 5,2%). К слову, повышение зарплаты является основой большей части стачек и забастовок. В апреле авиакомпании удалось замять протестную волну, удовлетворив часть требований по заработной плате и приостановив принятие решения о пенсионном возрасте.

Однако в конце августа Vereinigung Cockpit организовал целых четыре акции протеста, начав с наиболее чувствительного к финансовым переменам сегмента лоукоста («дочка» Lufthansa Germanwings). Тогда от отмены 116 рейсов пострадали 15 тысяч человек. Акция утихла на следующий день – но лишь для того, чтобы вспыхнуть с новой силой уже 5 сентября в масштабах всей Lufthansa. Тогда заранее было отменено порядка 200 рейсов, затронувших 25 тысяч пассажиров. Профсоюз с новой силой требовал отменить реформу пенсионного возраста, способную затронуть около 5,4 тысяч сотрудников Lufthansa.

Руководство компании, боясь продолжительности стачки и роста ее масштабов, 16 сентября согласилось на новый раунд переговоров по пенсионному возрасту. Однако уже 25 сентября представители Vereinigung Cockpit объявили о провале переговоров и подготовке новых забастовок, способных затронуть как внутригерманские, так и международные рейсы. «Обещаем заблаговременно оповестить общественность», - пообещали в профсоюзе. Что же, ждем.

Французские профсоюзы, согласно заявлениям американских коллег, скорее, бестолково упрямы, нежели продуктивны. «Между французскими властями и профсоюзами чаще всего происходят пустые разговоры, а не продуктивный диалог», - утверждал в 2013 году глава американской компании Titan Морис Тейлор. В то время как пыл бастующих пилотов Lufthansa уже угасал, 15 сентября профсоюз сотрудников французской Air France объявил о начале акции протеста, которая продлилась до сегодняшнего дня (28 сентября), став одной из крупнейших в истории страны.

Причиной послужило стремление руководства авиакомпании развивать региональные организации, преимущественно относящиеся к лоукост-сегменту. Программа развития была принята летом и называется Perform 2020. Основанием для принятия руководством Air France данного документа стал избыток рабочей силы в штате компании. Значительную часть пилотов из 3 760 сотрудников Air France планировалось перевести в штат лоукостера Transavia и еще одну «дочку» Hop!. Основой для забастовки стали опасения сотрудников касательно снижения прежнего уровня зарплаты (в Transavia она на 50% ниже, чем в материнской компании), а также сохранение системы льгот, прежде всего, в сегменте социального страхования.

Несмотря на то, что в итоге Air France достаточно быстро пошла на уступки, ограничив развитие Transavia, профсоюз SNPL не остановился, потребовав заодно увеличение зарплаты и дополнительных льгот. Авиакомпания, терявшая каждый день от 15 до 20 млн евро (по словам главы Air France Фредерика Гажеи), откровенно не представляла, что ей делать. «Ни сами французы, ни иностранные клиенты Air France не понимают выдвигаемых требований», - заявил накануне премьер-министр страны Манюэль Вальс.

Однако после серии резких заявлений и угроз продолжать до бесконечности SNPL завершил забастовку сегодня, желая продолжать переговоры «в спокойной обстановке». Как и в случае с Lufthansa, итог конфликта неясен и вряд ли получит компромиссный исход в ближайшее время, ведь подобное перетягивание каната в цивилизованных странах может продолжаться годами, вспыхивая раз в несколько месяцев.

Куда интереснее другое. Пилоты ведущих российских авиакомпаний выражают опасение нецелесообразностью допуска иностранных КВС к командованию экипажами РФ. По словам главы координационного совета профсоюзов пилотов России Мирослава Бойчука, отрасль развивается куда меньшими темпами, чем планировалось ранее, и не испытывает дефицита в командирах воздушных судов. Соответственно, при надлежащем повышении квалификации российские пилоты сами могут восполнить лакуны в летном составе ведущих авиакомпаний. А теперь представьте себе, что Клаус Рольфс, который 23 сентября устроился на работу в «Аэрофлот», расскажет нашим летчикам, что такое забастовка по-немецки?..

Григорий Егоров

Фото: wikipedia.org

Читайте нас в Яндексе

Новости партнёров
Переизбыток сырья на рынке привел к газовой игре РФ и Турции Эксперты рассказали о двуличной политике Украины по СНГ Борьба с монополиями обуздает рост цен Коронакризисные проблемы Украине поможет решить опыт девяностых Польша работает в Белоруссии в интересах «глубинного государства» США Переговоры Лаврова и Мааса подтвердили взаимные интересы России и ФРГ Митрахович оценил вероятность окончательной заморозки «Северного потока-2» Гонконгские санкции окончательно заведут в тупик отношения США и Китая Киев уходит от Минских соглашений через обмен пленными Выборы в США превратились в главную опасность президентства Зеленского  Революция достоинства оборачивается для украинцев высылкой из Эстонии  Энергетические возможности БелАЭС станут новым внешнеполитическим рычагом Минска
Евросоюз объявил США протест после угроз в отношении "Северного потока — 2"

Большинство стран, входящих в Европейский союз, выступили против угроз Госдепартамента США в отношении строительства трубопровода "Северный поток — 2". Об этом сообщила немецкая газета Die Welt.

1:56  14 Августа 2020
78
Россиянам дали советы по выгодной продаже подержанного автомобиля

Программа трейд-ин позволяет получить скидку на покупку нового автомобиля. Однако иногда старую машину выгоднее продавать самостоятельно.

1:54  14 Августа 2020
75
Клинцевич призвал США к ответу за клевету о "Дроворубе" в адрес России

Вбросы Соединенных Штатов о якобы создании шпионской программы "Дроворуб" являются "чушью". Об этом заявил член Совфеда Франц Клинцевич.

1:07  14 Августа 2020
62
Коротченко: США могут разрабатывать бактериологическое оружие против России

США открыли множество тайных лабораторий в разных странах постсоветского пространства. Военный эксперт, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко уверен, что американские специалисты разрабатывают бактериологическое оружие.

0:47  14 Августа 2020
87
Немецкий автопроизводитель заплатит США за аферу с выбросами вредных газов

Немецкий автоконцерн Daimler "достиг принципиального соглашения" с властями Соединенных Штатов Америки. В рамках мирового соглашения по дизельному скандалу производитель выплатит почти 1,9 млрд евро.

0:29  14 Августа 2020
71
Успенская впервые показала маленького сына

Поклонники певицы Любови Успенской были удивлены, что у артистки появился маленький сын. Они предположили, что Успенская взяла мальчика из детского дома.

0:08  14 Августа 2020
89
Эйсмонт сообщила, что Лукашенко планирует срочное обращение к белорусам

Белорусский лидер Александр Лукашенко готовит срочное обращение к народу республики. Об этом объявила пресс-секретарь президента Наталья Эйсмонт в своем Twitter-аккаунте.

23:45  13 Августа 2020
163
Переговоры между Россией и Турцией по Ливии могут пройти в августе

Межведомственные консультации по Ливии между Россией и Турцией запланированы на август или сентябрь. Соответствующее заявление сделала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

23:42  13 Августа 2020
79
Франция заявила о доверии к российской вакцине от COVID-19

Российскому лидеру Владимиру Путину не свойственно безрассудство, в связи с чем его слова о создании вакцины от коронавируса вызывают доверие. Так считает доктор и преподаватель Страсбургского университета Стефан Гайе.

23:23  13 Августа 2020
174
Караев объяснил действия правоохранителей во время беспорядков в Минске

Случайные люди могли пострадать во время действия правоохранителей, пресекавших массовые нарушения общественного порядка. Это признал министр внутренних дел Белоруссии Юрий Караев.

22:56  13 Августа 2020
124
Самый актуальный iPhone рекордно упал в цене

Смартфон от американской компании Apple рекордно подешевел в России. На старте продаж рекомендованная розничная цена была установлена на уровне 90 тысяч рублей, сейчас его можно приобрести на 18 тысяч дешевле.

22:42  13 Августа 2020
924
Палестина попросила арабские страны не брать пример с ОАЭ

Арабские страны не должны брать пример с ОАЭ, которые подписали договор с Израилем о полной нормализации отношений. Об этом попросил официальный представитель президента Палестины Набиль Абу Рудейна.

22:14  13 Августа 2020
97
Кочанова сделала заявление от имени Лукашенко

Белорусский президент Александр Лукашенко обратился к своему народу с заявлением по поводу задержаний в республике. Его слова передала председатель Совета Национального собрания Республики Беларусь Наталья Кочанова.

22:09  13 Августа 2020
258
Польша и Прибалтика предложили помощь в решении конфликта в Белоруссии

Польша, Литва, Латвия и Эстония готовы оказать свое посредничество для разрешения ситуации в Белоруссии. Соответствующее заявление сделали главы четырех стран.

21:55  13 Августа 2020
80
Добронравов ждет возобновления съемок "Сватов"

Съемки нового сезона сериала "Сваты" приостановлены из-за пандемии коронавируса. Артисты, исполнители главных ролей в сериале, опасаются, что новый сезон может не выйти на экраны телевизоров. 

21:22  13 Августа 2020
87