Первым делом, первым делом льготы. Почему в Европе бастуют пилоты

 
Кельн, Германия, 28.09.14 - 14:48
Почему бастуют пилоты Air France и Lufthansa

От порой необоснованных опасений, а также неумеренных финансовых аппетитов пилотов страдают простые люди, а авиакомпании терпят миллионные убытки

За последний месяц два крупных европейских авиаперевозчика – немецкая Lufthansa и французская Air France – сотрясли воздушное пространство континента масштабными забастовками. Акции протеста были организованы профсоюзами, представляющими интересы пилотов компании. Сегодня, несмотря на временное затишье, как немецкие, так и французские пилоты заявляют о том, что продолжат бороться за свои права.

Профессиональные союзы высококвалифицированных работников в Европе традиционно очень сильны. А организации Syndicat National des Pilotes de Ligne (SNPL; представляет интересы сотрудников Air France) и Vereinigung Cockpit e.V. (объединяет пилотов и бортинженеров Lufthansa) имеют колоссальное влияние на работу авиакомпаний, поскольку включают значительную часть их штата, представляя их интересы, ведя переговоры от имени пилотов и принимая решение о централизованных акциях протеста.

Гражданам постсоветской России по прошествии лет трудно себе представить, что профсоюзы имеют силу достаточную для вполне симметричного диалога с работодателем любых масштабов вплоть до государства. А ведь именно профсоюзы, являясь рассадником разного рода недовольств, скрепленных массовостью и социальной однородностью своих членов, нередко упоминаются в периодически возникающих пересудах-перетолках о «призраке коммунизма». Но даже в такой унифицированной среде, как транснациональные авиакомпании Европейского союза, у союза пилотов каждой страны есть специфические черты. Попытаемся разобраться в них сквозь призму особенностей функционирования профсоюзных организаций в Германии и Франции.

Немецкие профсоюзы являются реальной силой, способной на равный диалог с любым бизнесом. В объединениях состоит более 25% всего работающего населения страны. Удивительно, что профсоюзные взносы здесь такие же, как и в России (1%), однако масштабы и эффективность сопоставимы с трудом. В случае возникновения спорных моментов профсоюзы достаточно быстро прибегают к методу стачек и забастовок, поэтому в самой Германии это обычное дело. История с Lufthansa и дочерними организациями вышла на первые полосы новостей потому, что в силу своей масштабности затронула международные рейсы.

Протестное движение, затронувшее флагмана немецкой авиации в начале сентября, является эхом противоречий, возникших еще весной 2014 года, когда в Lufthansa впервые заговорили о переносе пенсионного возраста для пилотов. Ранее, до реформы, сотрудник авиакомпании мог уйти на пенсию в 55 лет (при пенсионном возрасте в Германии 65 лет), а на протяжении следующих 10 лет получать в качестве пособия 60% последнего оклада.

По разным данным, Lufthansa планировала увеличить пенсионный возраст до 60 (или 63) лет, а компенсацию выплачивать в зависимости от трудовых заслуг и выслуги лет каждого конкретного сотрудника. «Авиакомпания следует мировой тенденции оздоровления населения», - сообщала тогда пресс-секретарь Lufthansa Барбара Шелдер. - «Поэтому пенсионный возраст нужно плавно увеличивать».

Профсоюз Vereinigung Cockpit, в состав которого входят порядка 9,3 тысяч пилотов авиакомпании, не очень хотел следовать тенденции оздоровления. «Пилоты, проработавшие в Lufthansa много лет, чувствуют себя обманутыми. Компания разрушила их жизненные планы», - заявили в профсоюзе, решив под шумок потребовать дополнительного увеличения заработной платы (10% вместо заявленных ранее 5,2%). К слову, повышение зарплаты является основой большей части стачек и забастовок. В апреле авиакомпании удалось замять протестную волну, удовлетворив часть требований по заработной плате и приостановив принятие решения о пенсионном возрасте.

Однако в конце августа Vereinigung Cockpit организовал целых четыре акции протеста, начав с наиболее чувствительного к финансовым переменам сегмента лоукоста («дочка» Lufthansa Germanwings). Тогда от отмены 116 рейсов пострадали 15 тысяч человек. Акция утихла на следующий день – но лишь для того, чтобы вспыхнуть с новой силой уже 5 сентября в масштабах всей Lufthansa. Тогда заранее было отменено порядка 200 рейсов, затронувших 25 тысяч пассажиров. Профсоюз с новой силой требовал отменить реформу пенсионного возраста, способную затронуть около 5,4 тысяч сотрудников Lufthansa.

Руководство компании, боясь продолжительности стачки и роста ее масштабов, 16 сентября согласилось на новый раунд переговоров по пенсионному возрасту. Однако уже 25 сентября представители Vereinigung Cockpit объявили о провале переговоров и подготовке новых забастовок, способных затронуть как внутригерманские, так и международные рейсы. «Обещаем заблаговременно оповестить общественность», - пообещали в профсоюзе. Что же, ждем.

Французские профсоюзы, согласно заявлениям американских коллег, скорее, бестолково упрямы, нежели продуктивны. «Между французскими властями и профсоюзами чаще всего происходят пустые разговоры, а не продуктивный диалог», - утверждал в 2013 году глава американской компании Titan Морис Тейлор. В то время как пыл бастующих пилотов Lufthansa уже угасал, 15 сентября профсоюз сотрудников французской Air France объявил о начале акции протеста, которая продлилась до сегодняшнего дня (28 сентября), став одной из крупнейших в истории страны.

Причиной послужило стремление руководства авиакомпании развивать региональные организации, преимущественно относящиеся к лоукост-сегменту. Программа развития была принята летом и называется Perform 2020. Основанием для принятия руководством Air France данного документа стал избыток рабочей силы в штате компании. Значительную часть пилотов из 3 760 сотрудников Air France планировалось перевести в штат лоукостера Transavia и еще одну «дочку» Hop!. Основой для забастовки стали опасения сотрудников касательно снижения прежнего уровня зарплаты (в Transavia она на 50% ниже, чем в материнской компании), а также сохранение системы льгот, прежде всего, в сегменте социального страхования.

Несмотря на то, что в итоге Air France достаточно быстро пошла на уступки, ограничив развитие Transavia, профсоюз SNPL не остановился, потребовав заодно увеличение зарплаты и дополнительных льгот. Авиакомпания, терявшая каждый день от 15 до 20 млн евро (по словам главы Air France Фредерика Гажеи), откровенно не представляла, что ей делать. «Ни сами французы, ни иностранные клиенты Air France не понимают выдвигаемых требований», - заявил накануне премьер-министр страны Манюэль Вальс.

Однако после серии резких заявлений и угроз продолжать до бесконечности SNPL завершил забастовку сегодня, желая продолжать переговоры «в спокойной обстановке». Как и в случае с Lufthansa, итог конфликта неясен и вряд ли получит компромиссный исход в ближайшее время, ведь подобное перетягивание каната в цивилизованных странах может продолжаться годами, вспыхивая раз в несколько месяцев.

Куда интереснее другое. Пилоты ведущих российских авиакомпаний выражают опасение нецелесообразностью допуска иностранных КВС к командованию экипажами РФ. По словам главы координационного совета профсоюзов пилотов России Мирослава Бойчука, отрасль развивается куда меньшими темпами, чем планировалось ранее, и не испытывает дефицита в командирах воздушных судов. Соответственно, при надлежащем повышении квалификации российские пилоты сами могут восполнить лакуны в летном составе ведущих авиакомпаний. А теперь представьте себе, что Клаус Рольфс, который 23 сентября устроился на работу в «Аэрофлот», расскажет нашим летчикам, что такое забастовка по-немецки?..

Григорий Егоров

Фото: wikipedia.org


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх