Сити-менеджер: что за зверь такой и кому он нужен

 
Москва, 29.09.14 - 9:35
Безусловно, вместе с появлением назначаемых глав администраций власть получает возможность наказывать виновных в росте коррупции и слабо развивающемся регионе, вверенном сити-менеджерам

Безусловно, вместе с появлением назначаемых глав администраций власть получает возможность наказывать виновных в росте коррупции в слабо развивающемся регионе, вверенном сити-менеджерам

В ближайшие недели в ряде муниципальных образований Московской области появятся сити-менеджеры. Те самые, кто станут заведовать административно-хозяйственным сектором городов Подмосковья.

При этом новоизбранные мэры также остаются у власти, правда, с существенным сокращением полномочий, исполняя отныне роль представительского органа – определяют политику развития, учитывая интересы своего электората. В итоге все это будет выглядеть аналогично британской или немецкой системе управления, где идеологический ценз находится в ведении королевы или президента, а реализация - за премьер-министром или канцлером.

Данный эксперимент – разделение функций управления между народным избранником и профессиональным управляющим-назначенцем - ставит перед собой несколько ключевых задач. В частности, по словам губернатора Московской области Андрея Воробьева, в результате проведенной реформы вырастет эффективность управления городами, благодаря чему должны улучшиться условия жизни.

Итак, новая система управления коснется 11 городов столичного региона: Королёва, Орехово-Зуево, Дубны, Ступино, Долгопрудного, Воскресенска, Павловского Посада, Ивантеевки, Каширы, Котельников, Луховиц. Каждый из этих населенных пунктов по-своему перспективен благодаря наличию таких факторов, как: наукообразующие институты, экономические перспективы и благополучная финансовая обстановка, территориальное месторасположение. До сего момента власти имели в своем распоряжении довольно крупные бюджеты, которыми, собственно, и распоряжались. Однако вместе с появлением сити-менеджеров контроль за распределением основных ресурсов перейдет к областным властям.

Теория и практика: трудности сосуществования

Поправки в ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» были приняты еще в 2006 году, однако понятие сити-менеджер, или городской управляющий (для русофилов), воспринимается как ноу-хау и вызывает недоверие. Преимущества данной системы управления состоят в теоретическом плане из нескольких категорий.

Управление осуществляется профессионалом, который оценивается специальной конкурсной комиссией только по профессиональным качествам, тогда как выборный мэр, хоть и может обладать определенной харизмой и авторитетом перед населением, все же может не иметь необходимых навыков управления городом.

Поскольку управляющий приходит на должность как нанятый специалист, а не вследствие политической борьбы, он, по идее, будет действовать независимо от расстановки сил политических группировок, выполняя, в первую очередь, те задачи, которые заранее перед ним были поставлены. Вследствие такой относительной политической независимости уменьшается коррупционное влияния местных «кланов» и обеспечивается более качественное исполнение федерального законодательства.

Основным условием, при котором новая система муниципального управления окажется эффективной, является максимальная независимость местного бюджета от федерального с его, увы, плановым по сей день подходом. Если «местные» деньги перестанут «уезжать» в областные или федеральные центры, следом появится здоровая конкуренция между городами за благоприятный инвестиционный климат с минимальной коррупционной составляющей и развитую транспортную инфраструктуру.

Кроме того, одним из ключевых моментов сегодня является создание условий для повышения мобильности населения городов, однако почему-то власти забывают об этом упоминать. Возможно, до сих пор на всех уровнях прослеживается устаревший стереотип – где родился, там и пригодился.

Естественно, при соблюдении всех этих условий появляется возможность обеспечивать некоторую прозрачность и предсказуемость управления, которая способствует повышению активности местного предпринимательства и привлечению новых инвестиций из вне. А это уже ведет увеличению налогооблагаемой базы и качественному повышению уровня жизни населения.

«В типовом положении Международной Ассоциации сити-менеджеров об их назначении указано, что принимать решения о назначении на должность городских управляющих могут только члены местных Советов представителей. У нас же конкурсная комиссия наполовину состоит из представителей команды руководителя региона. Губернатор также имеет право отстранить управленца от занимаемой должности. Выходит, выбранные Местным Советом управляющие будут только в тех городах, где отношения между мэрией и администрацией губернатора и так развиваются в позитивном направлении», - объясняет корреспонденту ФБА «Экономика сегодня» источник из подмосковного муниципалитета.

«До тех пор, пока значительная часть городского бюджета приходит из региональных и федеральных целевых программ, соблюдение обеспечения условий свободного рынка не является приоритетной задачей», - добавил собеседник. – «Например, когда стало известно о выделении денег на содержание кладбищ, наша администрация в спешке занялась оформлением территорий и изменением границ существующих городских кладбищ. На деле вся эта история с сити-менеджерами выглядит как дополнительный контроль за местными властями и укрепление вертикали власти».

Сити-менеджеры – для отсидки?

Одним из основополагающих требований к кандидатам на пост сити-менеджеров, помимо опыта управления, негласно считается возраст – молодой и активный человек берет на себя бразды правления в муниципальных образованиях. Только вот на опыте Уральского Федерального Округа вырисовывается крайне печальная картина: новоявленные управленцы на деле представляют собой, в лучшем случае, «мальчиков для битья». В худшем – «сити-менеджеров для отсидки». По утверждениям бывшего местного депутата Леонида Волкова, только в 2010 году в УФО досрочно прекратили выполнение обязанностей не менее 30 городских управляющих.

Безусловно, вместе с появлением назначаемых глав администраций власть получает возможность наказывать виновных в росте коррупции в слабо развивающемся регионе, вверенном сити-менеджерам. Но не нужно забывать и про аффелированных лиц, находящихся сегодня во власти, а следовательно преследующих свои интересы. Поэтому-то каждый новоявленный управленец имеет все шансы попасть в западню, известную шахматистам как «вилка»: с одной стороны, мэрия, с другой – губернатор…

Что же касается российских мегаполисов, где, как известно, гораздо проще открывать и развивать бизнес-проекты, нежели в мелких городах и муниципальных образованиях, здесь, вряд ли, в скором времени стоит ожидать появления сити-менеджеров. Большое население со своим спросом, развитая инфраструктура, климат для бизнесменов остается относительно стабильным. Следовательно, и поток населения в города-миллионники в разы выше, нежели по всей России – люди едут туда, где есть спрос на услуги и высокая база трудозанятости.

Быть может, государству стоит начать с перераспределения ресурсов, а не власти, которую всегда можно «отреформировать».

Александра Хасанова


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх