Как украсть миллиард, или Аппетиты киевских реформаторов

Денег, украденных из фонда оплаты труда, хватило бы для того, чтобы оплатить четверть всех – и внешних и внутренних долгов Украины или почти полностью рассчитаться с клубом кредиторов. Вместо этого правительство предлагает реструктуризацию, которая в разы увеличит долговое бремя страны.
К такому выводу пришел Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности на пресс-конференции в РИА «Новости Украина». «В 13 году фонд оплаты труда на Украине был 450 млрд гривен около 55 млрд долларов по тому курсу. В этом году он такой же в гривнах, только это 20 млрд долларов. В разрезе оплаты труда украинцы должны были получить не 20 а 27,5 млрд долларов. И эта разница в 7,5 млрд долларов куда-то исчезла.
К слову, это гораздо больше, чем предлагают сейчас реструктуризировать как великий успех. Где-то, кто-то украл из зарплат каждого порядка 7,5 млрд долларов и никто на это внимания не обращает. Этих денег хватило бы чтобы отдать четвертую часть госдолга Украины – и внешнего и внутреннего. И с клубом кредиторов можно было рассчитаться практически полностью. Они держат порядка 9 млрд – и 7,5 можно было уже отдать», - подсчитал он.
В целом, что касается денег, которые Украина получает от западных кредиторов, в том числе от МВФ, то эксперт не сомневается - ни одна еврокопейка или долларокоппейка из кредитов не пошла на экономику Украины. Все они осели в карманах чиновников, которые их осваивают.
Что касается иностранных инвестиций, то реальный сектор также не может рассчитывать на какие-либо вливания из-за рубежа. «Если посмотреть на структуру инвестиций в экономику Украины, то большую часть денег принес… Кипр.
Это украинские деньги, никакого отношения к международным инвестициям они не имеют в принципе. Если эти деньги, отмытые в оффшоре, перестанут идти в экономику обратно, будет несколько хуже. Но новые инвесторы сюда не приходили. Любой инвестор прекрасно понимает, куда он вкладывает деньги.
И большая часть действительно иностранных инвестиций на Украине шла в финансовый и банковский сектор. В период, когда гривна была стабильна, можно было легко и просто при стабильном курсе перекачивать деньги, полученные под 1-2% на западе, выдавать здесь деньги под 20-25% и снимать эту же разницу в валюте, потому что при стабильном курсе проценты в гривне аналогичны процентам в валюте. Когда начал падать курс гривны, эта лафа закончилась и начали работать другие инструменты, в частности рефинансирование.
Таким образом, никакого списания долгов нет, реструктуризация точно не принесет выгоды для бюджета. Вместо того, чтобы рассчитаться с долгами за ближайшую пятилетку, Украина получила долгов гораздо больше и рассчитываться будет следующие 25 лет», - отмечает Юрий Гаврилечко.
Между тем, количество свободных денег у населения страны достигло катастрофического минимума. Как рассказал Василий Волга, финансовый эксперт, экс-глава Госфинуслуг
На Украине происходит схлопывание, сворачивание отрасли небанковских финансовых инструментов. Идет рост одной единственной сферы – микрокредитования через ломбарды. По отчетам прошлого года активы ломбардов выросли на 55%. «Во все века рост активов ломбардов говорит о том, что больше не осталось денег. Люди выносят из дома все, что только можно и несут закладывать под 283% годовых – это средняя ставка по стране. Люди берут на неделю, на 10 дней, пока не смогут где-то как-то раздобыть копеечку. Но это говорит о катастрофической ситуации в кошельках, а значит и в домохозяйствах», - отмечает он.