Физики ЦЕРН получили небольшую порцию «жидкой» плазмы

Женева, США, 04.09.15 - 13:06

Ученые-физики смогли создать кварково-глюонную плазму на Большом адроном коллайдере (БАК), сообщает РИА Новости со ссылкой на опубликованную в журнале Physical Review Letters статью.

В ходе столкновения ионов и протонов свинца, были получены сверхмалые порции плазмы, обладающей рядом физических признаков жидкости.

Так, работающий с БАК физик из Канзасского университета (США) Цюань Ван утверждает, что в подобном состоянии находилась материя вселенной через несколько мгновений после Большого Взрыва. Кварки и глюоны, из которых состоит такая плазма, сильно взаимодействуют друг с другом в отличие от газов. Таким образом, порций кварково-глюонная плазма по своим свойствам более всего напоминает жидкость.

В ходе испытаний продукты столкновения ионов и протонов изучались при помощи детектора CMS, после чего результат анализировался на суперкомьютерах. Таким образом, в результате эксперимента часто доводилось наблюдать микроскопические скопления кварково-глюонной плазмы температурой около четырех триллионов градусов Цельсия.

Ученые надеются, что дальнейшее изучение необычных свойств данных микрокапель позволит раскрыть, как именно образуется эта плазма и как это связано с возникновением Вселенной.