На выставку RAE-2015 в Нижний Тагил прибыл начальник генерального штаба Саудовской Аравии Хусейн ибн Абдулла аль Губейл. Цель визита – обсуждение вопросов сотрудничества Москвы и Эр-Рияда в военной сфере.
Российская сторона рассчитывает, что возобновление консультаций после многолетней паузы приведет к практической реализации той заинтересованности, которая есть у Саудовской Аравии ко многим образцам российского вооружения.
Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов констатирует, что никто в Саудовской Аравии в здравом уме не будет переходить на российские стандарты вооружения.
«Для этого придется переделывать все, учитывая, что основным поставщиков оружия в эту страну долгие годы являлись Соединенные Штаты» - отмечает эксперт.
С другой стороны, отдельные «нишевые» вещи они действительно могут у нас приобрести. Грубо говоря, это те виды вооружения, которые можно использовать с существующей у них инфраструктурой.
Например, гипотетически они могут приобрести российские управляемые корректируемые снаряды калибром 155 мм, которые подходят под их артиллерию.
Также саудовцы могут сделать разовую закупку какого-то типа вооружения, которое они затем не будут использовать.
Несмотря на падения нефтяных цен, денег у них много, поэтому они вполне могут закупить партию вертолетов или РСЗО типа «Смерч».
Фактически это будет «взяткой» России для того, чтобы обеспечить какие-то свои интересы – Саудовская Аравия закупит российское оружие, но ее армия не будет его использовать. Это стандартный прием во внешней политике этого государства.
Возможен и промежуточный вариант – саудовцы могут купить оружие России для тех сил, которые они поддерживают в том же Йемене, хотя не факт, что мы на это согласимся.
Кроме того, саудовцы проявляют интерес к сотрудничеству с российским ВПК и могут выступить не только в качестве покупателя вооружений, но и соразработчика или инвестора в какие-то вещи, которые будут интересны Саудовской Аравии, но, при этом, напрямую не будут туда поставляться.
Не секрет, что Саудовская Аравия финансирует ряд программ по закупке вооружения странами Ближнего Востока – вполне может быть, что переговоры в Нижнем Тагиле пойдут по поводу Египта.
Можно здесь вспомнить про разговор между Владимиром Путиным и египетским президентом Ас-Сиси, где речь заходила, в частности, о реэкспорте в Египет, заказанных, но не поставленных Францией в Россию вертолетоносцев типа «Мистраль».
Россия имеет право вето на эту сделку и участвует в определении покупателя, так что, и это вопрос может быть поднят.
Фролов отмечает, что для себя в военном смысле саудовцам стоит закупать в России те платформы, которых у них нет. Речь, например, уже заходила об «Искандерах» - оперативно тактической ракете, аналогов которой нет в армии Саудовской Аравии.
Поэтому речи о смене саудитами направления на российское вооружение идти не может, но что-то мы им действительно в состоянии продать – ведь, где оружие, там не только деньги, но и политика.