Гонка без водителей: "Сбер" и "Яндекс" готовят беспилотники к дорогам
sberbank.com  /  ПАО Сбербанк

«Сбер» представил прототип автономного электромобиля собственной разработки, что мешает выпустить его на дороги страны, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».

«Сбер» представил прототип автономного электромобиля собственной разработки
sberbank.com  / ПАО Сбербанк

«Сбер» представил революцию среди беспилотных авто

SberAutoTech, входящая в экосистему «Сбера», показала свой первый проект под названием «ФЛИП» — это электромобиль, имеющий максимальный уровень автономности, согласно международным стандартам. Он был построен на платформе собственной разработки и приводится в движение электродвигателем, получающим питание от сменных батарей.

Его аккумуляторные модули могут быть заменены за пять минут, что также быстро, как заправить автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Длительное время зарядки электромобилей на сегодняшний день является одной из основных проблем сегмента. Компания сообщает, что ее транспорт, помимо электричества, также может работать на газе или водороде.

Автомобиль изначально был спроектирован под полностью автономное управление и может использоваться как в личных, так и коммерческих целях. Разработчику будет достаточно переоборудовать платформу, к примеру, для грузового использования и отправить «ФЛИП» работать доставщиком.

Внешние габариты электромобиля соответствуют размерам других легковых машин, однако внутри на 40% больше места отведено пассажирам. В салоне автомобиля нет органов управления, поэтому там могут комфортно разместиться шесть человек.

Транспортное средство использует технологию распознавания лиц для обеспечения безопасности, а также голосового ассистента. «Сбер» планирует внедрить в электромобиль свои сервисы, как «СберЗвук» или онлайн-кинотеатр Okko.

В данный момент SberAutoTech проводит тесты прототипа на закрытых территориях, а уже 2–5 июня текущего года «ФЛИП» будет представлен участникам Петербургского международного экономического форума.

Яндекс имеет внушительную историю разработки беспилотных автомобилей
kremlin.ru  / пресс-служба президента РФ

«Яндекс» поспорит за звание лучшего автопилота

Компания-конкурент уже пять лет разрабатывает свой беспилотник, четыре из которых она тестирует на дорогах общего пользования, в то время как «Сбер» выехал на улицы только в конце 2020 года. Автопарк Yandex Self-Driving Group насчитывает 170 автомобилей, в сумме проехавших девять миллионов километров в России, Израиле и США.

Свои автопилоты IT-гигант устанавливает на серийные автомобили других производителей, которые мы привыкли видеть на дорогах общего пользования. О разработке собственной платформы компания еще даже не заявляла, в отличии от «Сбера». 

Единственным исключением можно считать устройство под названием «Яндекс.Ровер», которое представляет собой аппарат на шести колесах, высотой около полуметра, способный передвигаться со скоростью пешехода и при этом перевозить до 20 килограмм груза. Оно также управляется с помощью автопилота, но передвигается по тротуарам вместе с пешеходами, заменяя курьеров в некоторых районах Москвы, что помогает компании дополнительно развивать данную технологию.

Разработка собственного средства передвижения - это не самая главная задача для компании, вполне вероятно, что она вскоре появится, чтобы не отставать от «Сбера», но нам как пользователям интересно то, чья система все-таки будет первой запущена в массовое использование в России, а может быть и в мире.

Тесты систем автопилотирования - это самая длительная часть их производства
sber.ru  / Сбер.ру

Кто первым уйдет в массы?

Отечественные компании делают полностью автономные автомобили на основе оптических сенсоров, точно также, как и коллеги из США и Китая. Все они уже имеют готовую технологию, однако полноценно запустить ее в массы не готов никто.

Самый сложный этап в процессе создания автопилота – это обучение системы и ее отладка на практике. Если просто ехать по дорогам, соблюдая правила дорожного движения, то это может каждый из претендентов, но вот учесть множество нюансов, всплывающих походу тестов, не так просто. Таким образом, мы получаем уже готовый к использованию автопилот в вакууме, но не пригодный для применения в условиях города.

Настройка и обучение искусственного интеллекта в настоящих условиях требуют не мало ресурсов, как денежных, так и временных. Более того, эксплуатация в разных городах может существенно отличаться, и придется дополнительно учитывать особенности каждого из них, а нюансы каждого времени года усложняют этот этап в четыре раза. На этом фоне разработки «Яндекс» кажутся более выгодными из-за большего количества машин, длительное время тестирующихся в разных городах мира.

Гонка без водителей: "Сбер" и "Яндекс" готовят беспилотники к дорогам
wikipedia.org  / CC BY-SA 2.0

Дорогая игрушка или массовый продукт?

Согласно прогнозам аналитиков, к 2035 году беспилотные автомобили могут составить до 25% от всех продаваемых авто в мире. Это должно привести к сокращению количества машин в городах на 60%, уменьшить выделение выхлопных газов на 80%, а также сократить аварии на дорогах на 90%. Статистика выглядит многообещающе, однако будет ли это выгодно экономически?

Самая дорогая часть автопилота — это его сенсоры, а именно лидары. Когда технология только начинала появляться, их стоимость доходила до 25 000 долларов, что делало систему из четырех или шести сенсоров дороже самого автомобиля, на который она устанавливалась. Может ли увеличение стоимости автомобиля в два раза быть интересным для массового потребителя? Скорее всего, нет.

В случае с автопилотом такая высокая цена не имеет смысла даже в долгосрочной перспективе, ведь автомобили в тех же таксопарках необходимо менять примерно раз в три года, да и сами сенсоры за такой длительный срок сильно устаревают. В таком случае даже платить водителю зарплату в размере 2000 долларов в месяц будет гораздо выгоднее.

Однако со временем на подобные устройства увеличивается спрос, много компаний-производителей лидаров уже появились на рынке. Все это существенно снижает цену на товар. Сейчас отечественные разработчики автопилотов используют зарубежные системы, но, если в будущем у них появится собственное производство, это может заметно удешевить технологию.

Компания Ouster год назад начала выпускать недорогие модели лидаров, ожидая резкого роста спроса со стороны автомобильной промышленности. Сейчас подобные датчики используются во многих гражданских автомобилях, неоснащенных полным автопилотом, ведь современные системы адаптивного круиз-контроля также не обходятся без одного лидара как минимум.

Многие компании обещают, что в ближайшие пару лет выпустят сенсоры, чья стоимость не будет превышать 1000 долларов. Ouster планирует начать массовое производство сенсоров для автомобилей в 2024 году. Компания заявляет, что на старте продаж устройство будет стоить 600 долларов, но в перспективе цена снизится до 100 долларов. Даже при стоимости в 1000 долларов комплект из шести сенсоров будет обходиться производителю в 166 долларов в месяц или около 12 000 рублей, если разбить их стоимость на три года.

Уже сейчас компания «Яндекс» сообщает о том, что четвертое поколение ее автопилотов стоит в два раза дешевле, чем второе. Таким образом, развитие технологий в автомобильной промышленности и увеличение конкуренции и предложения на рынке лидаров, в том числе и со стороны отечественных производителей, позволят запустить автопилот в массы и сделать его использование в коммерческих целях более выгодным, чем труд человека. При этом, согласно прогнозам производителей сенсоров, такое станет возможно в течение нескольких лет.