Tesla поедет по Шелковому пути в Китай - Россия смотрит и думает
tesla.com  /  Tesla

Tesla завершила первый этап оснащения китайского Великого шелкового пути сверхбыстрыми зарядными станциями для электромобилей. Когда маршрут Золотого кольца России станет пригодным для электрокаров, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».

Tesla поедет по Шелковому пути в Китай - Россия смотрит и думает
tesla.com  / Tesla

Китай обзаведется новым маршрутом для электрокаров

Знаменитый производитель электромобилей разрабатывает самый длинный маршрут, оснащенный сверхбыстрыми зарядными станциями в Китае. Его протяженность составит 5000 километров, и он охватит всю страну - с востока на запад. Ожидается, что трасса будет оснащена 27 станциями, способными зарядить электрический транспорт.

Устройства питания жизненно необходимы для передвижения электрокаров, а беспокойство по поводу дальности их хода смело можно назвать одной из основных причин, почему люди не хотят уходить от бензиновых автомобилей.

«Электрический» маршрут охватит девять городов, начиная от восточного Жушана и заканчивая западным городом Хоргос, граничащим с Казахстаном. Трасса повторит легендарный Шелковый путь - сеть торговых направлений, которая на протяжении веков занимала центральное место в экономической, культурной, политической и религиозной жизни Поднебесной.

Теперь каждые 100-300 километров вдоль знаменитого маршрута будут находиться зарядные станции, и водители смогут всего за 15 минут зарядить свои автомобили, чтобы те проехали еще 250 километров.

По завершению строительства владельцы Tesla смогут путешествовать по туристическим достопримечательностям Китая, рядом с которыми пролегает маршрут, включая пустыню Кумтаг, вулкан Турфан и озеро Сайрам, не беспокоясь о потере мощности их автомобилей.

Китайский рынок стал самым желанным для производителей электрического транспорта
wikipedia.org  / Planet Labs, Inc. / CC BY-SA 4.0

Рынок поднебесной стратегически необходим Tesla

Китайский рынок электромобилей - крупнейший в мире, Tesla построила свой завод в Шанхае и продает там тысячи автомобилей каждый месяц, для обслуживания которых калифорнийская компания уже создала около 840 зарядных станций и более 65 000 сверхбыстрых зарядных пунктов, расположенных в 310 городах страны.

Именно Китай в прошедшем году помог компании достичь рекордного объема в 500 000 поставленных автомобилей. По итогам 2020 года в Поднебесной продажи одной только модели Model 3, ставшей самой популярной в стране, составили 138 000 машин.

Согласно данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, оптовые продажи Tesla местного производства в мае 2021 года составили 33 463 машины по сравнению с 25 845 авто в апреле того же года, что указывает на продолжающийся рост спроса на машины производителя в стране.

Стоит отметить, что подобные значения были достигнуты после того, как в марте 2021 года власти Китая запретили использование электромобилей Tesla государственными и военными служащими ввиду того, что автопроизводитель отказался от использования сканеров-лидаров в пользу обыкновенных камер для реализации функции автопилота.

Правительство Китая встревожил тот факт, что датчики в электромобилях американского производителя фиксируют окружение, время и место в процессе использования автомобиля, а также отслеживают личную информацию водителя, а значит, могут стать устройством для слежки за сотрудниками ключевых госучреждений Китая.

Конкуренты также стремятся занять место на рынке Китая. К примеру, BMW сообщила о том, что до конца 2021 года намерена построить 360 000 пунктов зарядки электромобилей в стране и выпустить 12 полностью электрических моделей BMW и Mini в стране к 2023 году, охватив при этом все основные сегменты рынка.

Ожидается, что уже к 2025 году пятая часть всех продаваемых автомобилей в Поднебесной будут электрическими, и большинство производителей электротранспорта стремятся отхватить себе кусок этого быстроразвивающегося рынка, в том числе и Tesla.

России следует перенять опыт Китая для развития рынка электромобилей
kalashnikov.media  / КАЛАШНИКОВ МЕДИА

Россия развивает электротранспортную инфраструктуру

В нашей стране развитие сегмента электротранспорта началось относительно недавно, в основном оно пока коснулось общественного транспорта, но уже в ближайшем будущем начнет развиваться и направление частного использования электромобилей.

Минпромторг заявил о том, что более 70 000 зарядок для электрокаров появятся в России до 2030 года. Планируется, что к 2024 году будет построено не менее 11 000 зарядных пунктов для электромобилей в пилотных городах, предварительно ими станут Москва, Санкт-Петербург и Казань, после чего процесс будет запущен и в других регионах. Развитие полноценной инфраструктуры для электротранспорта призвано сократить вред окружающей среде, а также простимулировать развитие технологий данной направленности в нашей стране.

Ожидается, что доля электромобилей в России к 2030 году может составить 10% от общего объема производства транспортных средств. Минэкономразвития разработало и направило на согласование проект концепции развития производства и использования электротранспорта в стране. Стоимость концепции оценивается в 850 млрд рублей, предполагается, что из них 600 млрд рублей составят частные инвестиции.

В РФ также будут создаваться промышленные производства водородных топливных элементов и водородных заправочных комплексов. Согласно предварительным оценкам, 1200 таких станций может быть построено с 2025 до 2030 года.

Намерение развить внутреннее производство дополнительно подтверждает факт отмены льгот на ввоз электромобилей в 2022 году, теперь пошлина будет составлять 15% от таможенной стоимости транспорта. Однако такое решение - скорее, слишком радикально и может только замедлить развитие данного сектора в России. 

Эксперты считают, что для начального формирования рынка необходимо продлить послабления как минимум до 2024 года, к которому планируется закончить возведение необходимой инфраструктуры в первых городах. После того как развитие необходимых для роста спроса элементов будет закончено, можно будет начать локализацию производства иностранных компаний в стране, по аналогии с тем, как это сейчас происходит в Китае. Это в свою очередь поможет привлечь дополнительные инвестиции для дальнейшего развития инфраструктуры для электромобилей из-за рубежа, и вполне вероятно, что к 2030 году компании вроде Tesla начнут строительство своих зарядных станций вдоль известных маршрутов России.